Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Колыбель отечественного воздухоплавания на грани гибели

Создание рекреационного комплекса на горе Клементьева в Крыму вызвало бурные протесты

09.08.2016 14:54

По одной из легенд, удивительные аэродинамические свойства Узун-Сырта открыл Макс Волошин. Дело было в шляпе. Во время одной из прогулок на гору Макс потерял головной убор. Поэт кинулся вдогонку, да куда там. Шляпа взмыла в восходящих воздушных потоках и умчалась вдаль. Максимилиан Александрович остался без шляпы, а гора Узун-Сырт стала колыбелью отечественного воздухоплавания.

Длинное горное плато Узун-Сырт тянется к северу от Коктебеля, возвышаясь над морем на 268 метров. При южных и северных ветрах над изогнувшимся в виде семикилометровой дуги хребтом образуются восходящие воздушные потоки. Кажется, Господь Бог специально создал это место для полётов планеров, дельтапланов и парапланов, которые могут по многу часов парить без посадки над Узун-Сыртом.

Естественно, история о шляпе поэта — легенда. На самом деле, утверждают специалисты, аэродинамические особенности Узун-Сырта открыл внук Ивана Айвазовского, художник и лётчик, Константин Арцеулов. Во всяком случае, именно по его инициативе в 1923 году на горе прошли первые всесоюзные планерные испытания.

Кого только не было в этих местах! В двадцатые и тридцатые годы тут ежегодно собирался весь цвет советского воздухоплавания: Ильюшин, Яковлев, Антонов, Королёв. Все они начинали свой путь на Узун-Сырте — путь от планеров до Илов, Яков и Анов. А Сергей Королёв — до космических кораблей.

После гибели в 1924 году испытателя-планериста Петра Клементьева гора получила его имя. В 1929 году по инициативе Ильюшина на горе Клементьева была создана центральная планерная школа, два года спустя реорганизованная в высшую лётно-планерную школу ОСОАВИАХИМ. Она считалась одной из лучших не только в стране, но и в мире. В 1977 году на горе Клементьева была создана научно-исследовательская база Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского. К моменту распада СССР на базе ЦАГИ работали около 400 человек, а летательной техники было больше, чем в авиационном полку.

Крылья Советов и город авиаторов

Независимой Украине, увы, «крылья Советов» оказались ненужными. Год за годом остававшееся от «старого режима» имущество приходило в упадок и разворовывалось. А в 2010 году «мекку планеризма» решили и вовсе раздать под дачи, помешало вмешательство общественности во главе с лётчиком-космонавтом СССР Георгием Гречко.

Сегодня, увы, большинство зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации государственного предприятия «Центр планерного спорта «Коктебель», пребывают в аварийном состоянии. В этом году ООО «Город авиаторов», связанное с руководством Центра планерного спорта (директор и один из учредителей ООО Ольга Силевич — жена и.о. директора ЦПС «Коктебель» Сергея Силевича), предложило инвестиционный проект с общей суммой капитальных вложений около 200 миллионов рублей по развитию на горе авиационных видов спорта и созданию рекреационного комплекса. Проект предусматривает капитальный ремонт и реконструкцию объектов ГУП «Центр планерного спорта «Коктебель» (кафе, столовой, летних домиков, гостиницы и пр.), реконструкцию ветхих ангаров, а также возведение музейно-выставочного комплекса «Узун-Сырт», ремонт взлётно-посадочной полосы и строительство в семи километрах от горы Клементьева аэродрома Кара-Гоз.

Суд общественности

Однако планирующееся «создание рекреационного комплекса» вызвало бурные протесты общественности. Так, против выступил президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. По его словам, проект назвали «Город авиаторов», но речь идёт больше о туристическом кластере. «За этим сейчас следит весь мир, и на карту поставлена честь страны, — утверждал Рябчинский. — Мне не понятен статус проекта, поскольку речь идёт о группе частных инвесторов, а тут дело государственной важности». Создать условия для возрождения и развития планерного спорта в Крыму можно только при государственном контроле за горой Клементьева, уверен также эксперт регионального отделения ОНФ в Республике Крым, ревизор общественной организации «Спортивный клуб «ПАРА-Крым» Дмитрий Охин.

5 августа на горе Клементьева прошли общественные слушания по обсуждению проекта «Город авиаторов» с участием представителей властей Республики Крым, Феодосии, Кировского района, общественных организаций — прошли, как и следовало ожидать, эмоционально.

По словам председателя Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Государственного совета Крыма Алексея Черняка, который одновременно является председателем рабочей группы по изучению проекта, потенциальные инвесторы искренне хотят возродить былую славу горы Клементьева, но у их проекта много недоработок. По итогам общественных слушаний будут сформулированы предложения по улучшению проекта. Окончательное решение о принятии или отклонении инвестпроекта «Город авиаторов» примет Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Крым. По словам заместителя министра экономического развития Крыма Анны Коваленко, это может произойти уже в конце нынешнего месяца.

Стоит также отметить, что другого инвестиционного проекта по горе Клементьева пока нет, хотя представители крымских властей неоднократно приглашали (и продолжают приглашать) потенциальных инвесторов вкладывать деньги в колыбель отечественного воздухоплавания.

Кто виноват и что делать?

В том, что происходит на горе, во многом виноваты власти. Здесь катастрофически не хватает государственного подхода. И понимания того, что это действительно достояние всей страны. Кроме того, есть вопросы к профильному министерству курортов и туризма по поводу деятельности Центра планерного спорта «Коктебель» и других организаций, занимающихся организацией полётов. Это особенно актуально на фоне того, что 4 ноября прошлого года на горе разбился частный четырёхместный самолёт Cessna 336 с четырьмя человеками на борту. По словам специалистов, несанкционированные полёты небольших самолётов, парапланов и других видов лёгкого аваиатранспорта на горе являются распространённой практикой.

Власть давно должна навести порядок на горе — инвентаризировать и систематизировать всё то, что там ещё осталось, и, главное, создать концепцию развития колыбели отечественного воздухоплавания. «На мой взгляд, есть два пути, — говорит Алексей Черняк. — Первый: создать на федеральном уровне целевую программу по развитию горы Клементьева, потому что эта гора — уровень как минимум республиканский, а то и вообще — всероссийский. Второй путь — это государственно-частное партнёрство. Причём, скорее всего, частный инвестор должен будет зарабатывать деньги не на горе, а на каких-то других площадках — например, ему может быть предложена территория под большой гостиничный комплекс или возможность развивать малую авиацию в Крыму — тоже прибыльное дело на сегодняшний день. Гора же будет для такого инвестора социальной нагрузкой».

Кстати:

- Как утверждают эксперты, таких мест, как гора Клементьева, в мире всего два. Одно под Коктебелем, а другое в Соединённых Штатах Америки —  Харрис Хилл в Америке рядом с одноимённым городком в США, штат Нью-Йорк.

- 12 сентября 2015 года на горе Клементьева был зарегистрирован удивительный мировой рекорд. Ветеран Великой Отечественной войны, 93-летняя Мария Денисовна Колтакова из Белгорода стала самой пожилой в мире парашютисткой. Свой прыжок она совершила вместе с инструктором спортивного клуба «Пара-Крым». «Что я ощутила во время полёта? — переспросила Мария Денисовна, приземлившись. — Красоту небес!».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5270