Железная дорога ошибок не прощает

В Общественной палате создадут рабочую группу по развитию безопасности на железнодорожном транспорте

Железная дорога ошибок не прощает Фото РИА Новости

Тысячи людей ежегодно находят свою смерть на железнодорожных путях. Одни просто не хотят платить за проезд, другие ищут острых ощущений, а некоторые просто готовы рискнуть жизнью ради пары выигранных минут, срезая дорогу по путям. Для пресечения безрассудства граждан общественники решили выработать дорожную карту развития транспортной безопасности в рамках единой рабочей группы.

За нахождение на путях нужен административный арест

Только за шесть месяцев этого года 873 человека пострадали от поездов и 100 человек получили удары тока на железной дороге. Такие цифры привел начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок, выступая на «круглом столе» в Общественной палате, посвященном травматизму граждан на железных дорогах. «В прошлом году смогли добиться снижения детского травматизма на 20 процентов, но сейчас за 6 месяцев вновь наблюдается рост на 20 процентов», — сказал он. Хотя чаще всего в зону риска попадают именно подростки, пожилые люди также зачастую не прислушиваются к новым требованиям по обеспечению безопасности и безрассудно рискуют своей жизнью. «Ежегодно обновляется по 30-40 тысяч плакатов, призывающих к внимательности при переходе путей, но это малоэффективно», — считает чиновник. Подростки в капюшонах и с включённой музыкой в наушниках сами идут под колёса поезда. По его мнению, только просветительская работа с общественностью, с детьми в школах и повышение ответственности взрослых за несоблюдение техники безопасности на железной дороге может принести результаты.

«Из всех случаев травмирования на железных дорогах 80 процентов — это хождение по путям», — считает исполнительный директор ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Максим Дьяконов. Только 10 процентов пострадали на переходах, но с этим ничего нельзя сделать — людей не останавливает ни светофор, ни звуковая сигнализация. И большая часть пострадавших на путях оказывается там в попытке избежать оплаты проезда. «В ряде мест существуют спецбригады, которые оперативно выезжают и с использованием техники восстанавливают проломы в заборах. Ни одна заделанная дырка не продержалась более дня. Не вижу другого пути к наведению порядка, кроме как введение административного ареста за нахождение на путях в неположенном месте», — подчеркнул он.

Его поддержал председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности Антон Цветков. На его взгляд, пролом ограждений для доступа на железнодорожные пути необходимо увязать с транспортной безопасностью и ответственностью должна быть вплоть до уголовной. Также общественник призвал провести анализ всех пешеходных переходов на железнодорожных путях. «Лишь некоторые из них пользуются спросом, остальные же пустуют, в то время как граждане идут в опасный обход через пути», — отметил он. Транспортная полиция сейчас настолько сокращена, что не может эффективно выполнять надзорную функцию, люди толпами ходят по путям, стоит рассмотреть возможность передать их функции к перевозчикам. Антон Цветков предложил рассмотреть возможность создания единой сводной рабочей группы по разработке дорожной карты по развитию транспортной безопасности на железных дорогах и вынести её на рассмотрение законодателей.

Адреналин ценою жизни

Особняком в проблеме травматизма на железной дороге стоит ситуация с зацеперами. Зацепинг — это способ передвижения, когда человек находится снаружи поезда и держится за поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Зацепер может ехать на крыше, на сцепках между вагонами, с боковых или торцевых сторон. В перенаселённой Индии такой способ путешествия считается обычным делом и даже не относится к экстремальному времяпрепровождению. Но в России среди подростков такое увлечение приносит дополнительные очки к крутизне иногда ценою здоровья или жизни. Только в Москве в прошлом году пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли. Впрочем, зацепингом не брезгуют и солидные взрослые люди, поскольку он помогает не платить за проезд. К тому же действующие штрафы за это увлечение просто смешные, иногда дешевле стоимости поездки, да это еще и с условием, что тебя сперва поймают. Если это всё-таки произойдёт, вам выпишут штраф в 100 рублей на железных дорогах общего пользования и 500 рублей за проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта. Самые крупные штрафы за данное нарушение начиная с 2013 года действуют в Нижегородском метрополитене, где зацеперам придётся раскошелиться на сумму от 1000 до 3000 рублей.

«Чем принципиальнее машинист и его помощник, тем меньше будет возможности у зацеперов проехать в их излюблённой манере. Потому важно поднять уровень добросовестного отношения железнодорожников к работе», — считает Антон Цветков. Для совершеннолетних зацеперов, которые вовлекают в опасное занятие подростков, он предложил ввести уголовную ответственность, поскольку это опасное для жизни увлечение. А также, помимо штрафа, установить административный арест до 15 суток — единственная эффективная мера, которая действительно заставит нарушителей задуматься о последствиях. Несовершеннолетних зацеперов, по мнению общественника, следует помещать в Центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей.

Осложнить жизнь любителям ездить с ветерком депутаты уже пытались. В 2013 году заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов предложил увеличить размер штрафа со ста до пяти тысяч рублей. «Весь YouTube в роликах про молодых ребят-зацеперов. В большинстве своём это дети, не достигшие 18 лет. Есть специальные группы, это уже фактически субкультура. Если мы это не остановим, мы будем терять наших детей», — говорил парламентарий в поддержку своей инициативы. Тем не менее законопроект был отклонён и проблема за три года только разрослась.


Просмотров 2203

29.07.2016

Популярно в соцсетях