VHS: конец истории
Последний в мире производитель видеокассет сворачивает производство
Как сообщают информационные агентства, последний в мире производитель видеокассет — японская компания Funai Corporation — намерена закрыть их производство уже в конце июля. Руководство компании объяснило своё решение «затруднениями при поиске комплектующих». Но, видимо, причина не только в этом. По данным производителя, в 2015 году было продано всего лишь 750 тысяч видеокассет, хотя не так давно продажи видеокассет исчислялись миллионами штук.
По историческому совпадению, прекращение производства видеокассет совпало с круглой датой появления на свет видеомагнитофона. Произошло это ровно 60 лет назад — 1956 году.
В историческом масштабе видеомагнитофон, как предмет вначале профессионального, а затем и бытового обихода, прожил весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятилетий. Может быть, даже две жизни. Одну - на телестудиях как незаменимый аппарат видеозаписи и последующей телетрансляции. И вторую, когда появились компактные аппараты и кассеты в формате VHS - в качестве домашнего кинотеатра. Но за это время он доказал свою поистине повсеместную, без преувеличения, всемирную востребованность, а в судьбе России сыграл особую роль.
Русский след
В создании видеомагнитофона отчётливо прослеживается русский след. Создателем американской фирмы Ampex был наш соотечественник, человек легендарной судьбы Александр Понятов. Ученик Жуковского, студент, находящийся под надзором полиции за политические взгляды, один из первых русских военных авиаторов, полковник царской армии, участник Белого движения Понятов не принял Советскую власть и оказался в эмиграции. В тридцатые годы прошлого столетия в США учредил свою фирму, занимавшуюся разработкой и производством различных электронных приборов, - Ampex. Здесь и был создан первый в мире видеомагнитофон VRX-1000, преимущества которого очень быстро оценили телевизионные компании США, даже американское космическое агентство NASA стало использовать эту технику.Советский Союз также пытался создать собственный видеомагнитофон, но дело как-то не заладилось. Помог Александр Понятов. Он хотел открыть в СССР филиал своей фирмы и наладить производство в нашей стране видеомагнитофонов. Но помешали политические разногласия теперь уже на государственном уровне. Многие эксперты полагают, что с согласия Понятова представители Ampex разрешили советским специалистам полностью скопировать техническую документацию на свой видеомагнитофон. Произошло это летом 1959 года в Москве на Американской национальной выставке, где, в том числе, демонстрировалась продукция фирмы Понятова. Уже в 1960 году появился первый советский студийный видеомагнитофон «Кадр-1».
Вторая жизнь
В середине семидесятых годов началась вторая жизнь видеомагнитофонов. Из телестудий они шагнули в квартиры и дома обычных граждан, так как появились новые компактные модели и такая новинка, как видеокассета. Японские, корейские, западноевропейские производители наводнили мир своими аппаратами по доступной цене. С опозданием на десять лет, в 1984 году, отечественная промышленность освоила выпуск кассетных советских видеомагнитофонов «Электроника ВМ-12». Стоили они дорого, да и купить их было очень трудно. Но это позволяло смотреть западные видеокассеты, попадавшие в СССР в основном нелегальным путем. Так начался «видеопрорыв» в советское общество, что не всегда носило приглядные черты. Подпольная торговля видеокассетами и подпольный же их просмотр часто приводил к уголовному преследованию. Некоторые граждане считают байками рассказы о том, как милиция ходила по ночным улицам, высматривала окна, где горит свет, затем поднималась на нужный этаж и отключала электричество в квартире. Делалось это для того, чтобы хозяин видака и организатор просмотра не смог из обесточенного агрегата достать видеокассету. Как очевидец той эпохи, могу подтвердить: кассету с сомнительным содержанием мы смотрели на разобранном видеомагнитофоне, чтобы одним движением вырвать ее.Были и судебные процессы по «видеоделам». Но поставить под контроль все процессы, связанные с видео, советская власть уже не могла. В стране была объявлена и набирала обороты перестройка и по какому-то странному совпадению начало расти количество подпольных видеосалонов, где демонстрировались западные, в основном американские, фильмы, которые не закупали государственные прокатные организации. А уж количество видеокассет, завозимых в страну, с каждым годом росло и к концу восьмидесятых исчислялось сотнями тысяч. Советских граждан уже нельзя было оторвать от видеоэкрана. Те, кто мог - массово скупал и видеокассеты, кто не мог - толпами ломились в видеосалоны, зачастую целыми семьями. Развал СССР в 1991 году лишь усилил этот процесс.