Таких масштабных преобразований Москва не знала со сталинских времён

В ближайшие выходные в Москве закроют Тверскую улицу — для прокладки новых коммуникаций, которые позволят спрятать провода под землю, а также новой трубы для водостока… Сегодня вся столица перекопана и покрыта разверстыми траншеями. Там не пройти, здесь не проехать. Нагрянуло большое Благоустройство или, на языке власти, комплекс работ по возрождению и приданию Москве облика европейского комфортного города. Однако далеко не все понимают целесообразность и смысл этого капитального ремонта.

Фото Дмитрия Терновского

Такого масштаба преобразований, по словам столичного мэра Сергея Собянина, столица не знала практически со сталинских времен. У граждан отношение к этому неоднозначное. Они испытывают неудобства и порождают всякие инсинуации насчёт того, что громадная землеройка ищет под землей месторождения нефти. И заодно заменяет асфальт плиткой, а потом спустя короткое время её вскрывает и перекладывает снова. Лексикон пополняется «боевой» терминологией. Тротуары на Тверской, например, обещают отремонтировать методом «коврового покрытия», в один день. И решительно вернуть на них липы, уничтоженные предыдущим градоначальником. Эта широта жестов восхищает, но и вызывает некоторую оторопь. Отсюда и неоднозначное отношение к переменам. В июньском рейтинге губернаторов Фонда развития гражданского общества мэр Москвы занимает восьмое место.

Транспортному коллапсу объявлена война

Сергей Собянин принял в конце 2010 года столицу, по сути, в состоянии транспортного коллапса. Его разруливание стало первоочередным направлением его деятельности на посту мэра. Результаты по истечении пяти с лишним лет вполне очевидны. Идёт строительство дорог, транспортных узлов, развязок, эстакад, модернизация Малого кольца железной дороги с интеграцией его с метро и наземными видами общественного транспорта, упорядочивание и обновление последнего, «цивилизация» маршруток. Пробки, по данным мэрии, не ликвидированы, но автотрафик на вылетных магистралях ускорился на 12 процентов. Правда, каждый отдельный автомобилист склонен сомневаться в такой цифре, приводя в доказательство собственный опыт.

Автомобилисты как отдельная категория граждан, привыкших последние двадцать лет иметь приоритет перед безлошадной массой, ропщут и возмущаются из-за перекрытых участков движения, введения платных стоянок, расползания зоны регламентированных парковок. За двадцать лет они привыкли подъезжать на колесах к порогам домов, ставить машины на газоны, теперь приходится думать о том, где спешиться без риска увидеть эвакуацию своего железного коня… Как ни странно, туристические впечатления об организации движения в столицах «цивилизованных» государств, где законодательно или экономически ограничивается право водителя ездить, как ему вздумается, не отлагаются в сознании наших сограждан готовностью к такой практике у себя дома.

Тренд на строительство дорог, транспортных узлов, туннелей метро — каждый год планируется открывать не менее десятка новых станций — отрицать невозможно. За каждым километром стоят перекладка коммуникаций, сложные инженерно-технические сооружения, ограничение дорожного движения, большие деньги. Отечественные машиностроители раньше не выпускали современных мягкоходных и низкопольных трамваев, но заказу столицы их уже разработали, и в этом году с одновременной реконструкцией трамвайных путей городские власти проведут первый конкурс на их поставки. Госинвестиции вкладываются прежде всего в транспортную и инженерную инфраструктуру. Бюджет столицы ни в какое сравнение не идёт с другими российскими городами-миллионниками. А разве должно быть иначе? Столица — витрина страны, мегаломегалополис, да и просто богатый город. В прошлом году Москва среди крупнейших развивающихся городов мира занимала второе место, а в этом по темпам развития инфраструктуры и ряду других показателей, скорее всего, выйдет на первое.

С именем Собянина связана и идея «велосипедизации» москвичей. Сколько иронии было излито! Мы, де, не Голландия, климат не тот, экология не та… Сейчас смотрю в окно и вижу, что из 20 машинок на велосипедной стоянке против моего дома на приколе осталось всего два. Город поехал. Полгода для велосезона тоже неплохо. Это пример создания властью общественного запроса и принятия его людьми. Но так происходит не всегда. Очень интересный вопрос: узаконены ли все инициативы собянинского периода правления или это просто хотелки власти? Напомню, что для города своеобразной конституцией является Генплан развития.

Кто заказал Новую Москву?

В июле исполняется 81 год с принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О Генплане реконструкции Москвы». Этот выдающийся документ до сих пор определяет развитие столицы по ряду направлений. Согласно ему, город рассчитывался из расчета роста населения до 5 миллионов, численности автомобилей и других видов городского транспорта, поэтому его перепланировка предусматривала расширение и выпрямление улиц, создание новых площадей.

В результате реализации плана столица — с широкими проспектами, набережными, стадионами, уникальным ансамблем высоток — приобрела современный, ещё сохраняемый в общих чертах, державный и величественный образ. Именно тогда она впервые получила комплекс инженерного обеспечения с большим заделом на будущее. Большое значение придавалось озеленению, закладыванию новых парков и реконструкции существующих, обеспечивающих вентилирование столицы свежим воздухом. Война помешала начатой реконструкции, которая продолжилась после 1945 года, причём детализация планировки вплоть до дома осуществлялась аж до 1957 года.

До масштаба первого Генплана не поднялся ни один из последующих: 1971 года — Генплан комплексной застройки окрестных деревень, 1998 (утвержден в 2005-м) года — Генплан возможностей, 2010 года — Генплан необходимостей. По поводу принятия его было много претензий со стороны экспертов и общественности, в частности, из-за отсутствия госэкспертизы и согласования с рядом ведомств.

Принятие в нынешнем июле нового, актуализированного, Генплана Москвы, который можно назвать Генпланом новых территорий, отложено на полгода. Задержка объясняется разногласиями с властями Подмосковья, усмотревшими в нём серьёзные градостроительные ошибки. Основная претензия к проекту развития Новой Москвы заключалась в отсутствии планов по размещению здесь объектов федерального значения, представительств зарубежных стран. Именно их перевод сюда первоначально провозглашался основной целью расширения территории столицы. Федеральные властные структуры выселить не удалось, вместо этого выселяется бизнес.

На «новье», увеличившем город в 2,5 раза, за двадцать лет предстоит построить город с населением полтора миллиона человек и 1 миллионом рабочих мест. Таковы планы, в которые кризис, несомненно, внесёт очевидные поправки. Кстати, никто пока не сказал, что это будут за рабочие места. По большому счёту неясно даже, зачем надо раздувать столицу до циклопических размеров? Принял ли историческое решение тогдашний президент сам или его подтолкнули московские власти? — неизвестно. У кого был запрос на расширение Москвы? Вряд ли у жителей, иначе бы не циркулировали подозрения о девелоперском происхождении такого решения. В 2013 году Собянин заявил, что Новую Москву присоединили, чтобы спасти от застройки. Задним числом появилась аргументация, что в последнем Генплане Москвы заложена идея «предела роста», а старая и новая части олицетворят собой два типа среды — урбанизированную и неурбанизированную. Но это вряд ли исчерпывает вопросы.

Менталитет людей меняется небыстро. В советские годы сначала строился завод, вокруг — жилье и социальная инфраструктура. В Новой Москве наоборот: возводится дешевое жилье, а под него обещают рабочие места.

Есть возражения у правительства Московской области по поводу изменений в отношении анклава столицы «Рублево-Успенское». Опасается оно и нанесения урона «уникальному культурно-историческому объекту», где проходила линия обороны в 1941 году и ещё остались под землей останки многих солдат.

Генплан-2016 разбивает округа столицы на градостроительные зоны, каждая с предельной плотностью и высотой застройки. За десять лет планируется возвести 240 миллионов «квадратов» недвижимости к имеющимся 400 с лишним миллионам. По прогнозу, каждый пятый москвич сменит жилье. Метро увеличит свою протяженность ещё на 440 километров. Параллельные Москве-реке хорды — Северо-Западная и Северо-Восточная, Южная рокада свяжут районы друг с другом. Появятся дублеры Дмитровского, Ленинградского, Варшавского, Кутузовского шоссе. 

К числу знаковых проектов эпохи Собянина можно отнести реконструкцию Москвы-реки, Триумфальной площади и ВДНХ, Парка в Зарядье, обновление стадиона «Лужники», сооружение панельных разноцветных и нанотехнологичных жилых многоэтажек массовой серии «Град1М», Диснейленд в Нагатинской пойме, застройку ЗИЛ, Тушинского аэродрома и Ходынки, пешеходную зону около Центрального детского магазина на Лубянке, возрождение «ржавого кольца Москвы» (промзон).

Карнавализация центра

Юрий Лужков наводил макияж центра скульптурами Церетели, тренд Собянина — превращение его в место отдыха, развлечений и туризма, а также возвращение пешеходов. «На всех улицах, где мы провели реорганизацию, количество пешеходов выросло от 4 до 10 раз, — констатирует глава города. — Люди стараются гулять».

Задача — генерировать постоянное бурление общественного пространства, для чего устраиваются фестиваль за фестивалем. Новогоднее «Путешествие в Рождество» сменяет пасхальное «Московское варенье», его — «Московская весна», потом летние «Наш продукт» и «Московское мороженое». Репертуар «Московских сезонов» неисчерпаем. Они наряду с гранитом на набережных, светодиодными фонарями, уборкой паутины кабелей и проводов под землю, плиткой вместо асфальта, формируют «новый стиль» города. Он включает в себя, по словам Собянина, нарядно оформленные улицы, шале-квесты (что это?), просто шале, мастер-классы, концерты, движуху… Праздник, который всегда с тобой. Карнавализация жизни, призванная создать атмосферу непреходящего веселья и счастья, прямо адресует к любимому философу креативного класса Михаилу Бахтину.

Эту гипотезу подтверждает Григорий Ревзин, архитектурный критик и партнёр консалтингового бюро «Стрелка», автор большинства проектов реконструкции московских улиц 2016 года. Смысл в том, объясняет он, чтобы представить улицу как «фейсбук офлайн», как сцену театра, в партере которого — посетители кафешек. Которые, добавлю от себя, непрестанно производят «селфи» в красивом убранстве. Какая свадьба без баяна, какой праздник без еды, питья? То есть и экономическая составляющая тут как тут. А все вместе — «лучшая антикризисная мера», уверен мэр. Внедрение властью нового радостного «модус вивенди» напоминает сцену из известной пьесы Гоголя, где приятель-сват уговаривает Подколезина: «Я тебя, братец, так ловко женю, что ты даже этого не почувствуешь!»

За благоустройство, по данным власти, выступают 86 процентов москвичей. Странно, если бы было иначе. Да и обезлюдевший центр, раньше кишевший толпами у центральных магазинов — ГУМ, ЦУМ, Пассажа, «Детского мира» — ныне пустынных бутиков, желательно наполнить людьми. Но от новаций не все в восторге. Сергей Собянин не скрывает, что некоторые не только задают вопросы «зачем?», но и требуют прекратить вообще всякую праздничную жизнь в городе. Считают её пиром во время чумы и упрекают городскую власть в расточительности, не ценят её амбиции сделать Москву носителем всего модного, продвинутого, местом тусни для хипстеров и туристов. Видимо, полагают, что комфортное мироощущение создается не только нарядным дизайном, но и другими параметрами жизни. Например, доступностью услуг здравоохранения и образования, возможностью похоронить умерших родных и при этом не разориться…

Причем, судя по соцсетям, ретроградов полно даже среди молодёжи. Или дело в том, что многим неясен смысл столичной модернизации с темпом 50 улиц в год? До них не дошел посыл: богатому городу — высокий цивилизационный стандарт! То есть общественный запрос на это не сформирован. С велосипедами получилось, а здесь нет. Отсюда и конспирологические догадки о мотивах властей: распил или показ, кто в доме хозяин? Отсюда ропот в соцсетях, на который иногда даже бывает реакция. Огромную «зелёную голову» с Пушкинской площади из-за недовольства населения пришлось перенести к торговому центру у метро «Сходненская». Реплика мэра: «Зато этот ТЦ вчетверо увеличил продажи!» Такое же недоумение вызвал у москвичей «череп в шапке» на Страстном бульваре. «Зато сколько в Инстаграме появилось фоток, привлекших внимание горожан к нашим мероприятиям», — парирует мэр.

Логика: если курьёзы способствуют бизнесу и пиару, значит, им быть? А если страдает эстетическое чувство человека от агрессивного внедрения непонятного большинству «актуального искусства», будь то арт-объекты на Страстном в День Победы или библейская инсталляция, заслонившая 1 Мая Большой театр? Может, просто надо быть «ближе к народу»?

Возникает вопрос: а разве власть не должна культивировать современный стиль жизни? Не знаю, честно. Сначала, наверное, стоит заручиться согласием окормляемого населения. В условиях демократии ему вроде положено быть субъектом перемен, а не просто их фоном. Ориентироваться в лепке образа постиндустриального мегаполиса исключительно на креаклов, называющих себя «продавцами знаний и услуг», как-то уж слишком тоталитарно.

Диалог власти и жителей

Непонимание по поводу «зелёной головы» — мелочь. Куда более серьёзные нарекания вызывают у жителей Москвы экологические последствия градостроительной политики. Остро стоит вопрос с зелёными насаждениями, которые, как известно, определяют качество жизни в городе. Это частая тема жалоб в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

«Если посмотреть с точки зрения соответствия действий власти Генплану развития Москвы, то мы увидим, что концепция, по которой пять зелёных клиньев из лесопаркового защитного пояса столицы идут до самого центра города, сводится на нет. И в этом смысле тенденция на ухудшение экологического состояния заложена в градостроительный план, — говорит член СПЧ Сергей Цыпленков. — Деэкологизация городского законодательства выражается в принятии нормы, разрешающей осуществлять в материальной форме компенсацию за вырубку деревьев при реализации градостроительных проектов. Девелопер вырубил сквер и заплатил деньги в бюджет Москвы. Какой прок от этого жителям? Существующие границы зелёных насаждений до сих пор не внесены в кадастр, что позволяет девелоперам отщипывать их куски как бы на законных основаниях. В случае возникновения по этому поводу конфликтов с гражданами, ЧОП нередко применяют насилие к протестующим».

Москву продолжат обустраивать с помощью ковшей

СПЧ проанализировал ситуацию в крупных городах страны и зафиксировал наибольшее число конфликтов именно в столице. Их причину он видит в отсутствии в Москве формально выстроенного диалога между властью и жителями районов, где принимаются те или иные градостроительные меры. Люди не могут понять, почему якобы для их блага вырубается сквер, который они когда-то посадили в честь годовщины Победы. Для них укладка плитки намного вторичнее нормального количества зелени.

«Общественные слушания или не проводятся, или проводятся из рук вон плохо, — утверждает Цыпленков. — Нет нормального, логичного механизма учёта общественного мнения. Очень символичную встречу организовала омбудсмен по правам человека в Москве Татьяна Потяева между инициативной группой граждан и чиновников. Один из них заявил: «Не нравится вам, хочется больше зелени — уезжайте из Москвы в Рязань». Основа проблемы в том, что власть не готова выслушивать мнение тех, ради кого, как считается, совершаются все преобразования. И возникает сомнение: а может, это делается не для граждан, а для кого-то другого?»

В минувшем декабре Мосгордума приняла поправки в закон о градостроительном плане Москвы, лишившие жителей минимальных возможностей влиять на преобразования. Планируется внести соответствующие изменения в Генплан. На взгляд правозащитников, все эти вещи должны быть максимально публичными и обсуждаться. Город — для жителей, а не для чиновников и их идей. Как же нет диалога? А сайт Активный гражданин? В любом случае, считают в Президентском совете, этот портал не может служить оправданием нарушения законодательства. Как и быть основным каналом обратной связи.

Площадь природного комплекса Москвы ежегодно сокращается на 70—80 гектаров при росте населения порядка 300 тысяч человек. Между тем ещё в 2007 году дефицит зелёных насаждений составлял 8 тысяч гектаров от заданных нормативов. СПЧ отмечает повсеместное нецелевое использование земель путём изменения вида разрешённого использования: на участках, предназначавшихся для обслуживания, оказания услуг и обеспечения граждан социальными объектами, возводится жильё, торговые и офисные здания. Бизнес попирает социалку, что нарушает конституционные права москвичей на благоприятную окружающую среду.

Есть и другие темы в обращениях жителей Москвы в СПЧ. Почему исторический и культурный центры страны, город с многовековой историей, необоснованно исключён из перечня исторических поселений РФ? Не потому ли, что такой статус требует дополнительных согласований при проведении градостроительной деятельности в отличие от новодела? Почему в Градостроительно-земельной комиссии Москвы, не предусмотренной федеральным законодательством, много застройщиков? Почему продолжается точечная застройка в густонаселённых районах? Почему интенсивно застраиваются береговые зоны в Новой Москве? Почему в опасной близости от жилых домов сооружаются вышки мобильной связи? Такие обращения поступают в СПЧ.

Так что вопросы есть.

Главное, что Москва быстро двигается вперед, считает мэр. Сергей Собянин действительно очень много делает для преображения столицы. Однако хорошо, чтобы и граждане не отставали от этого движения, понимали его смысл, представляли конечный результат. И даже способствовали этому. Они хотят чувствовать себя хозяевами в своем доме, а не просто потребителями предоставляемых им услуг, какими бы комфортными они ни были.

«Мы строим город для людей…»

В ходе подготовки материала наша редакция обратилась с рядом вопросов к заместителю мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину. Ниже хотелось привести и прокомментировать его ответы.

Один из главных вопросов: насколько происходящие в столице в последние пять лет преобразования соответствуют генплану развития города?

«Ныне действующий генплан, после долгих споров и обсуждений принятый в 2010 году, давно не отвечает реалиям дня, — говорится в официальном ответе. — Москве нужен новый, актуализированный генплан, поэтому мы серьёзно взялись за его подготовку и в этом году его завершим. В нём обнаружены просчёты относительно прогнозов численности населения (не 12 миллионов, а фактически как минимум 15 миллионов человек), увеличения количества зарегистрированных автомобилей почти вдвое, не учтено развитие промзон в рамках реновации и присоединение Новой Москвы».

То есть власти столицы подтверждают, что пока работа идёт вне плана развития. План, конечно, не догма, но все же важный инструмент создания порядка в любом развитии, дисциплины власти, зеркало её намерений и ориентир для населения. Возможно, при его наличии большинство москвичей уже имели бы ясное представление о проектируемом новом образе Москвы. По большому счёту это одна из главных причин недовольства жителей. Они же не пешки и хотят представлять, что будет с их родным городом.

Впрочем, в присланном ответе тема намеренно сужается. «Нет ни одного случая, — говорится в нём, — чтобы люди активно протестовали против строительства метро, МКЖД, реконструкции развязок на МКАД. Напротив, они их с нетерпением ждут и готовы потерпеть временные неудобства. Есть отдельные вопросы по строительству хорд, дорог, проездов, там, где они проходят по сложившейся застройке».

Да, но в рекомендациях СПЧ речь шла о зелёных насаждениях, а о них в официальном ответе ни слова.

Отвечая на вопрос о внятности градостроительной политики, зам. мэра называет её ключевые направления: «полицентричность, создание новых центров притяжения, комплексное развитие городских территорий, формирование комфортных условий проживания горожан на всей территории столицы и масштабное развитие транспортной системы». Упоминает о стабилизации застройки в историческом центре и создании новых центров деловой активности на периферии, приводя в пример формирование до 60 процентов рабочих мест в промзонах и Новой Москве.

В ответе подробно разъясняется суть концепции «Город для людей», заложенной в основу актуализируемого генплана. Речь о превращении Москвы в комфортный, удобный и привлекательный для жизни, работы и отдыха город. «Полицентричность предусматривает сбалансированное развитие территорий, что позволяет формировать рабочие места не в центре, а на периферии — ближе к местам проживания горожан. Самая главная цель — добиться, чтобы москвичи тратили на дорогу из дома до работы и обратно как можно меньше времени (высшее достижение мировой урбанистики). Удобная транспортная доступность сокращает маятниковую миграцию. Основным ресурсом полицентрического развития Москвы является Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) и промзоны в рамках их реновации».

Комплексный подход к освоению территорий не обходит и районы старой Москвы, где активно развивается социальная инфраструктура. За 5 лет построено и введено 380 её объектов, из которых школы и детсады обеспечили городу порядка 58 тысяч дополнительных мест. Благодаря этому ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет. В течение ближайшей трёхлетки будет построено ещё 282 соцобъекта.

Реконструкция центра столицы может убить дух города

Власть не согласна с оценками Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека относительно отсутствия механизма формального диалога с гражданами и настаивает на том, что портал «Активный гражданин» предоставляет возможность москвичам принимать непосредственное участие в решении тех или иных вопросов, связанных со всеми сферами городской жизни, в том числе и с градостроительством. Важно, говорится в ответе, что впервые в истории Москвы горожане выскажут свое мнение в отношении нового генплана.

Категорически отрицается наличие в составе Градостроительно-земельной комиссии Москвы девелоперов, на что жалуются, по данным правозащитников, москвичи в своих обращениях в СПЧ. «Градостроительную политику определяет мэр города Москвы. В составе ГЗК нет ни одного девелопера. Члены комиссии — исключительно эксперты в области градостроительной политики, строительства и архитектуры, а также представители различных органов исполнительной власти города Москвы. Все градостроительные решения принимаются правительством Москвы только на коллегиальной основе, с учётом интересов и пожеланий самих москвичей».

Показателем успешной реализации концепции Марат Хуснуллин считает заметное сокращение «количества горожан, стремящихся уехать из Москвы на выходные или на летние месяцы и резкий рост числа туристов». Здесь просматривается некоторое лукавство. В условиях кризиса снижение мобильности москвичей вполне можно связать в том числе и с ухудшением их материального достатка, а рост туристов — с выгодным курсом иностранных валют по отношению к рублю.

Не согласны в правительстве Москвы и с обвинениями в агрессивности градостроительной политики, не учитывающей сбережение культурно-исторического наследия города. «Москва проводит огромную работу по сохранению построек, формирующих облик центральной части города. За пять последних лет были прекращены инвестконтракты на строительство в ЦАО 23 миллионов квадратных метров недвижимости, возведение которой могло ухудшить градостроительную и транспортную ситуации и частично угрожало сносом исторических и культурных памятников. Отмена принятых до 2010 года решений спасла около 200 исторических, особо ценных зданий.

Город вдвое сократил выдачу новых разрешений на строительство в ЦАО, а те, что выдаются, касаются в основном реновации объектов. В Москве реализуется беспрецедентная даже по мировому масштабу программа реставрации памятников истории и архитектуры. Только в 2015 году на реставрации находилось почти 400 объектов, на 115 из них восстановительные работы были завершены».

Возможно, так всё и есть, но тогда получается, что у многих граждан какое-то иное восприятие происходящего. И наверное, дело не только в том, что они не совсем «в курсе». Наверняка многих задевают летящие «щепки» при такой крутой «рубке леса». Чтобы этого не происходило, как раз и нужен обстоятельный и постоянный диалог и даже совет власти с населением. И видимо, не только через портал «Активный гражданин».

Просмотров 3115

22.07.2016 12:26

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...