Предметы искусства ожидают вердикт

Парламентарии, чиновники и эксперты никак не решат — упростить их вывоз за границу или нет

Накануне закрытия весенней сессии в Госдуме разгорелся скандал: камнем преткновения стали законопроекты о новых правилах ввоза и вывоза культурных ценностей. Вывоз взволновал особенно. Тем не менее, документы приняли в первом чтении, отложив дальнейшие действия до осени. Все фракции, кроме «Единой России» за принятие не голосовали. Тогда с трибуны эмоционально выступила первый зампред Комитета по культуре Елена Драпеко, назвав изменения преступными. И вот теперь, Минкульт, изучив пункты проектов, заявил, что готовит в них поправки. Авторы же документов утверждают, что законопроекты облегчат временный вывоз предметов искусства за границу, а профессионалы рынка уверены, что ситуация только ухудшится.

Частников пустили на бал

По оценкам экспертов, ежегодно в Россию ввозится свыше 1,5 миллионов, а вывозится около 100 тысяч произведений искусства. На первый взгляд, цифры не сопоставимы. Но, если понимать, что за границей стоимость вывезенных культурных ценностей автоматически резко возрастает, то картина предстаёт неоднозначная.

Законопроекты депутатов Госдумы во главе с председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым делят культурные ценности на созданные более и менее 100 лет назад, а те, что старше века, разрешает беспрепятственно вывозить, хотя сейчас это категорически запрещено. Если законопроекты примут, то в будущем предстоит получить свидетельство на право вывоза вековых произведений от Министерства культуры. Кроме того, должен быть создан реестр культурных ценностей, которым вообще будет запрещено навсегда покидать территорию России, за исключением временных выставок.

Второй законопроект распространяет все льготы на временные ввоз и вывоз культурных ценностей, существующие в настоящее время исключительно для государственных учреждений культуры, на негосударственные музеи. Они освобождаются от уплаты госпошлины на право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении. Также устанавливается новый подход к определению госпошлины за вывоз культурных ценностей из страны. Госпошлина в размере 5 процентов от стоимости вывозимых культурных ценностей будет действовать в отношении созданных менее ста лет назад, госпошлина в размере 10 процентов от стоимости вывозимых культурных ценностей — для культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.

В итоге мнения разделились. Одни считают, что принятие законопроекта позволит пополнить российские коллекции шедеврами искусства, другие уверены, что документ позволит беспрепятственно вывозить культурные ценности из страны.

Глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил, что закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, куда предполагается внести изменения, был принят более 20 лет назад и с тех пор, фактически, не корректировался. Документ содержит устаревшую терминологию и не учитывает реалии сегодняшнего дня. Речь идёт о создании и функционировании негосударственных музеев, чьи коллекции пополняются, в частности, благодаря предметам современного искусства, приобретаемым на аукционах, которые проводятся за границей.

Глава бюджетного комитета также подчеркнул, что при подготовке законопроекта ко второму чтению нужно унифицировать документы, которыми подтверждается право на вывоз культурных ценностей, перечень документов, который должен собираться  для получения разрешения на вывоз, а также возможные причины отказа в вывозе.

«Современное искусство сегодня в значительной степени — этот тот символ, который очень многие государства предъявляют как доказательство своей цивилизованности. А у России фантастическое современное искусство. Если не будет этих законопроектов, мы лишим нашу страну возможности продемонстрировать наше достояние», — уверен Макаров.

Он напомнил, что всем известны случаи, как через границу вывозят ценности по номинальной стоимости, а потом на аукционах продают по цене, завышенной в тысячи раз: «Это надо остановить!». Андрей Макаров глубоко убеждён, что именно парламентарии должны наводить порядок в вопросе вывоза и ввоза ценностей, а данные законопроекты устанавливают режим, который даёт культурным ценностям возможность прийти в нашу страну, дать знать о современном искусстве России и выстроить преграду тому, кто разграбляет нашу страну в этой сфере. «Что же касается упрёков по поводу противоречия международным документам, то мы всё сопоставили и заявляем: мы усиливаем контроль по сравнению с ними», — заверил глава бюджетного Комитета.

Параметры ценности весьма субъективны

Мнение профессионала арт-рынка «Парламентская газета» узнала у руководителя компании, специализирующейся на перевозках произведений искусства и арт-логистике Ильи Вольфа. Он сразу же заявил, что принятие законопроекта в его нынешнем виде точно вымостит российским арт-диллерам дорогу в ад. Эксперт обозначил минусы и плюсы законопроекта, последних оказалось два. Один немного расширяет возможности негосударственных музеев в части ввоза произведения искусства для проведения выставок, а второй — даёт возможность вывоза физическими лицами принадлежащих им культурных ценностей в случае, если они докажут, что данные ценности являются для них «семейными реликвиями». «Правда, процедура абсолютно не прописана, что делает норму бесполезной», — уточнил Вольф.

Список минусов оказался значительно длиннее. «В очередной раз обошли вниманием многочисленных игроков арт-рынка: галеристов, арт-дилеров, аукционистов, художников. Они так и не получили никакого официального статуса и возможностей. И, по сути, приравнены к обычным физическим и юридическим лицам. В нынешнем состоянии арт-рынка — это можно сравнить со смертным приговором», — заявил эксперт. Ещё один момент, который его смущает, касается выдачи разрешительной документации по произведениям старше и младше 100 лет. Чтобы получить такие документы, надо с точностью до года знать дату создания произведения, и, в зависимости от этой даты, обращаться либо в Минкульт, либо в Госархив. Вольф уверен, что эта норма не только существенно усложнит процессы выдачи и получения разрешительной документации, но еще и таит в себе серьёзную коррупционную опасность: в случае, когда точная дата создания произведения неизвестна (скажем, середина 1920-х годов) придётся искать эксперта, готового без всяких фактических оснований проставить более точную датировку. Результат: эксперта и собственника смогут обвинить в преступном сговоре.

Кроме того, напомнил арт-дилер, законопроект предусматривает предоставление собственниками произведений искусства документов, подтверждающих их право собственности: «Не вдаваясь в детали, скажу, что такого документа у большинства собственников нет и быть не может, поскольку обычно все основываются на провенансе (фр. provenance — происхождение, источник — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение., который часто не является официальной бумагой, — прим. ред.). И это нормальная мировая практика».

Но самая большая претензия, по словам Вольфа, у него к новой формулировке «культурной ценности». Она и в старом законе была не всегда прозрачна, но, по крайней мере, были какие-то чёткие формальные признаки. Авторы предлагают следующее: «Культурная ценность — движимое имущество (товар, предмет), имеющее историческое, художественное, научное или иное культурное значение». А кто определяет, имеет ли некий предмет это значение? И если имеет — то для кого? Подобное отсутствие чётких критериев таит в себе опасность коррупции. «Данная формулировка однозначно требует полной переработки и внесения в неё четких параметров произведений, относящихся к категории «культурные ценности», — заключил эксперт.

Мнение

Сергей Рыбаков,

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

- Законопроекты об упрощённом ввозе и вывозе культурных ценностей важны и нужны. Попытки сформулировать их уже предпринимались ранее и Министерством культуры, и Государственной Думой.

Принятые ею в первом чтении документы официально в Совете Федерации еще не рассматривались, хотя уже сейчас могу сказать, что к текстам могут возникнуть вопросы. Например, предложенное разделение права ввоза и вывоза культурных ценностей созданных соответственно более и менее 100 лет назад — весьма неоднозначно и требует дополнительного изучения.

Очень важный и беспокойный момент: никак не учтён особый статус археологических ценностей. В других странах их вывоз, как правило, полностью запрещён, но в законопроектах этот момент специально не оговаривается. Именно поэтому я подготовил соответствующую поправку, которая будет обязательно обсуждаться.

Памятка перевозчику произведений искусства

Общий порядок ввоза/временного ввоза и вывоза/временного вывоза культурных ценностей через таможенную границу РФ регулируется законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 1993 года. Согласно ему, все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на вывоз, ввоз, временный вывоз или ввоз культурных ценностей, в том числе, при осуществлении ВЭД, независимо от места постоянного жительства либо регистрации. Главное — не забыть заполнить таможенную декларацию и заплатить пошлину.

 

Справка

Перечень культурных ценностей, разрешённых к вывозу:

- Включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ (за исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов РФ, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры РФ, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН)

- Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

- Мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства

- Предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад

- Предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок

- Художественные ценности (за исключением живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, созданных менее 50 лет назад, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете и отнесенных по результатам экспертизы к предметам культурного назначения):

- Произведения живописи, скульптуры

- Произведения графики и оригинальные графические печатные формы

- Авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи

- Предметы декоративно-прикладного искусства

- Художественно оформленное оружие

- Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства

- Печатные издания, созданные более 50 лет назад

- Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад

- Образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения

Запрещены к вывозу:

- Культурные ценности, созданные более 100 лет назад

- Движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ независимо от времени их создания

- Движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры

- Культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей


Просмотров 1359

15.07.2016

Популярно в соцсетях