«Лихачей» на дорогах могут лишить руля

Правительство предлагает отбирать водительские права за три нарушения правил дорожного движения

«Лихачей» на дорогах могут лишить руля

Фото Максима Змеева/ТАСС

Почти половина дорожно-транспортных происшествий совершается по вине водителей, которые уже неоднократно привлекались к административной ответственности. В советское время за несколько нарушений на дорогах могли лишить водительских прав. Такая же мера существует в некоторых зарубежных странах. Правительство решило внедрить этот опыт и внесло законопроект о лишении прав за три нарушения. Автовладельцы недовольны, а пешеходы и депутаты считают, что ужесточение наказаний позволит навести порядок на дорогах.

В ДТП виновны злостные нарушители

По данным ГИБДД, в 2015 году в России зарегистрировано более 135 тысяч автоаварий. И хотя это на 12 процентов меньше, чем в 2014 году, число жертв по-прежнему велико. Погибли 17 тысяч человек, ранено 168 тысяч.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что основной причиной ДТП (87 процентов) в нашей стране является невыполнение автолюбителями Правил дорожного движения. Чаще всего в серьёзных авариях участвуют водители, которые систематически нарушают правила — превышают скорость, проезжают на красный сигнал светофора, ездят по трамвайным путям. Они, как правило, неоднократно привлекаются к административной ответственности. Каждый четвёртый водитель в прошлом году был задержан за нарушение ПДД несколько раз.

По мнению дорожной полиции, сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточной эффективности системы наказаний и профилактики нарушений на дорогах. «Если человек привык нарушать правила дорожного движения, он продолжит это делать, несмотря на штрафы, — считает инспектор ГИБДД Михаил Е., — Значит, надо вводить серьёзные меры наказания, вплоть до лишения прав». В Правительстве согласны, что повышение ответственности за систематическое нарушение прав повысит дисциплину на дорогах, а следовательно, снизит аварийность.

«Забыл» о правилах — отдавай права

Законопроект, внесённый на рассмотрение Госдумы 30 мая, разработан во исполнение Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП. Он был утверждён в августе 2015 года председателем Правительства Дмитрием Медведевым. В чём суть документа? Водителя, нарушившего правила три и более раз за год, можно будет лишить прав на срок от одного года до полутора лет. Отбирать права будут только за нарушения, которые представляют угрозу безопасности людей. Это проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение разрешённой скорости более чем на 40 километров в час, невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству с преимуществом проезда. Также ужесточение коснётся езды задним ходом в неположенном месте, выезда на встречную полосу и непредоставления преимущества пешеходам или велосипедистам. Если у нарушителя ещё и не окажется водительского удостоверения, то его оштрафуют на 10-30 тысяч рублей. Тем, кто считает такие правила слишком строгими, авторы законопроекта напоминают, что в СССР действовали талоны о нарушениях. И при наличии в них трёх проколов права изымались на год. В некоторых случаях, чтобы снова получить водительские права, советские граждане заново сдавали экзамен.

Автолюбителей должно порадовать, что законопроект касается только нарушений, запротоколированных ГИБДД. За нарушения, зафиксированные фото- и видеокамерами, водитель по-прежнему отделается административным штрафом. В соответствии с КОАП, в случае выявления нарушения средствами автоматической фиксации может быть назначено административное наказание исключительно в виде штрафа.

Мнения разделились

В «Гильдии автошкол» с правительственной инициативой согласны. Там считают, что водителям надо напоминать, что постоянные нарушения влекут за собой наказание. Чем чаще человек нарушает правила, тем более жёсткое наказание его должно ждать, считают преподаватели автошкол. Они предлагают вести пропагандистскую работу и создавать в обществе негативное отношение к злостным нарушителям. Поддерживают идею Правительства и в «Союзе пешеходов России», однако с оговоркой. «Нужно понимать, что это за нарушения и к чему они приведут. Если водители угрожают безопасности пешеходов, то наказание нужно ужесточать, — сказал руководитель Московского областного отделения организации Александр Курышкин. - Но не надо обобщать все нарушения».

В Государственной Думе законопроект рассмотрят уже после выборов. Возможно, ко второму чтению положения законопроекта будут смягчены. Он и так уже претерпел значительные изменения по сравнению с редакцией, подготовленной МВД. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс Вячеслав Лысаков пояснил, что сначала Министерство внутренних дел предлагало лишать прав за три любых нарушения. Тогда, наверное, все дороги могли опустеть. «Первоначальный вариант законопроекта не выдерживал никакой критики, — сказал депутат. — Непонятно, чем руководствовалось МВД, предлагая ввести такое жёсткое наказание за любые виды нарушений — даже за не пристёгнутый ремень или остановку в неположенном месте».

Сейчас законопроект отредактирован — предлагается лишать прав только за нарушения, которые представляют реальную угрозу здоровью граждан. Вячеслав Лысаков уверен, что ко второму чтению документ будет доработан. Например, он считает, что превышение скорости на 20-40 км/час не является основанием, чтобы отобрать права. Другое дело — превышение более чем на 60 км/час. Есть в законопроекте и концептуальные моменты. «Основанием для лишения права управлением автомобилем могут быть только решения, зафиксированные инспектором ГИБДД. А поскольку инспекторов всё меньше, то и коэффициент полезного действия от этого закона будет минимальным», — сказал Лысаков.

Кстати, ещё в 2013 году Вячеслав Лысаков предлагал ввести балльную систему в области нарушений ПДД. Он предлагал лишать водительских прав, если человек «набрал» 200 баллов — это 4 грубых нарушения или 13-15 средних. Но тогда инициативу не поддержали.

Член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, коммунист Вадим Соловьёв выступает за предложение Правительства: «На дороге надо наводить порядок». По его словам, водители должны понимать, что несут ответственность не только за себя, но и за других людей. «Я бы не горячился — надо посмотреть степень тяжести этих нарушений», — сказал, комментируя законопроект, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Но если водитель грубо и систематически нарушает правила, лишать прав можно и нужно — здесь система штрафов не помогает. «Лихачей на дорогах слишком много, — считает сенатор. — Если они пренебрегают своей жизнью, Бог им судья. Но если они создают угрозу для других, их нужно наказывать».


Просмотров 1355

05.07.2016

Популярно в соцсетях