В Москве впервые исполнена опера Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе»

Путь одного из самых популярных мировых оперных шедевров в нашу страну растянулся на целых 90 лет

В Москве впервые исполнена опера Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе»

Фото Олега Дзюбы

Шестую премьеру за сезон представил своим поклонникам перед завершением сезона Московский государственный  академический камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского. Этот своеобразный рекорд дал основание директору театра Олегу Михайлову назвать вереницу спектаклей, поставленных с сентября по июль «оперным марафоном», завершившийся дебютом на московской сцене дебют оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе».

Впервые оперу поставили в Штутгарте еще до Первой мировой войны, но в Россию она пришла только в начале третьего тысячелетия, тут же закрепившись в репертуаре петербургского Мариинского театра. Московские же аплодисменты в адрес исполнителей и постановщиков «Ариадны на Наксосе» прозвучали ещё двенадцатью годами позднее.

Идея поставить Штрауса на московской сцене принадлежит постановщику, известному немецкому режиссеру Хансу-Иоахиму Фраю, уже работавшему с «Театром Покровского», как его сокращенно называют ценители оперы. Сначала Фрай подумывал о знаменитой опере «Кавалер Розы», но её партитуру композитор создавал для оркестра более чем из двухсот инструментов. Зато «Ариадна на Наксосе» требовала намного более компактного состава музыкантов и пришлась театру как раз ко двору.

Дирижер-постановщик Алексей Верещагин на пресс-конференции сказал, что у «Ариадны на Наксосе» репутация «крепкого орешка». По его словам, партия Вакха, предназначенная композитором для тенора,  одна из самых сложных во всех мировых музыкальных анналах. То же можно сказать и про арию Цербинетты, в первом варианте которой Штраус вынуждал колоратурных сопрано брать фа диез третьей октавы и лишь позднее слегка снизил требования.

Эта опера считается одноактной, но пролог к ней фактически можно воспринимать как полноценное действие, тем более что он, по сути дела, является мини-оперой в основной опере. Согласно либретто, актеры, приехавшие ко двору некого богатея, должны экспромтно учитывать далекие от разумности требования заказчика. Для московской постановки европейского нувориша заменили пародийным олигархом, позволив публике посмеяться над современными хозяевами жизни. Артистам представилась прекрасная возможность по максимуму проявить свои индивидуальности, хотя балансировать между комедией нравов и классической оперой очень уж непросто. Мостики между эпохами и стилями приходится перебрасывать клоунскому квартету Скарамуша, Труффальдино, Арлекина и Бригеллы. Виталий Родина, Алексей Смирнов, Александр Бородейко и Роман Шевчук провели свои сюжетные линии безупречно. Судя по уровню постановки, остальные исполнители ничуть не хуже.

Уходящий сезон для театра вполне сравним с длиннейшей легкоатлетической дистанцией. В придачу к московским спектаклям и репетициям театр успел ещё побывать с гастролями в Крыму. Директор говорит, что принимали их прекрасно. На вернувшемся в Россию полуострове успели позабыть, когда в последний раз слушали оперу, тем более такого уровня. 

Просмотров 1452

01.07.2016

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...