Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Депутаты поссорились из-за культурных ценностей

Вскоре за пределы страны можно будет вывозить произведения искусства, созданные более 100 лет назад

09.06.2016 16:13

Депутаты поссорились из-за культурных ценностей
Фото: РИА «Новости»

Сохранение культурного богатства нации — тема не праздная, всегда актуальная и весьма дискуссионная. Вот и депутаты Госдумы под занавес пленарного заседания 8 июня не собирались, а устроили бурное обсуждение двух законопроектов, которые регулируют правила ввоза в Россию и вывоза за её пределы предметов искусства.

Авторами поправок в законодательство стали депутаты палаты во главе с председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым. В итоге документы приняли в первом чтении, правда, все оппозиционные фракции выступили категорически против, а первый зампред Комитета по культуре Елена Драпеко вообще назвала одну из инициатив преступной. Кстати, Минкультуры законопроекты тоже не поддерживает.

Льготы будут — только вези

Итак, первый законопроект устанавливает, что культурные ценности делятся на созданные более и менее 100 лет назад, а также уточняет порядок их вывоза. Те, что старше века, должны будут получить свидетельство от Минкультуры РФ на право их вывоза, те, что моложе, — от местных властей. По нынешнему законодательству разрешение на вывоз культурной ценности из страны нужно получать в Министерстве культуры, а вывоз предметов старины, которые созданы более 100 лет назад, вообще запрещён. Кроме того, предусмотрено создание реестра культурных ценностей, которые навсегда вывозить из страны нельзя, а можно лишь временно для организации выставок или реставрации.

Что касается ввоза предметов искусства галеристами-частниками, то для них вообще отменяется НДС, в том случае, если ценности не приобретены, а получены в дар. Аналогичная льгота сейчас применяется, если предметы искусства ввозят государственные музеи.

Второй законопроект освобождает негосударственные музеи от уплаты госпошлины при вывозе своих предметов искусства для организации выставок за рубежом. Госпошлина составит 10% от стоимости, если предметы искусства старше 100 лет, если же моложе, то заплатить нужно будет 5% от их стоимости. Сейчас госпошлина за право вывоза культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее, составляет 5%, более 50 лет назад — 10%, более 100 лет назад и ввезённых на территорию России после 1 августа 2009 года — 5%, но не более 1 миллиона рублей, а предметов коллекционирования по палеонтологии — 10% и по минералогии — 5%.

Авторы законопроектов их своевременность и необходимость объясняют тем, что нынешний российский арт-рынок находится в весьма сложном состоянии: ведущие галереи и негосударственные музеи закрываются, новые коллекции не создаются, на международных ярмарках практически отсутствуют предметы современного искусства из России.

Есть форточка, зачем же двери городить!

Но думскую оппозицию все эти аргументы совершенно не интересовали. Она единым фронтом выступила против законопроектов. Елена Драпеко из «Справедливой России» назвала поправки преступными и расценила их как «попытку взломать систему защиты нашей национальной культуры». Депутат считает, что готовятся преступления против культурного достояния страны, а всё, что предлагают новеллы законопроекта о вывозе ценностей, предполагает бесконтрольность этого процесса. Особенно это касается ценностей моложе 100 лет. Ведь сегодня на Западе исключительно высоко ценятся произведения художников и скульпторов русского авангарда, советских художников 1920—1930-х годов, мастеров соцреализма, произведения советского искусства и неофициального искусства 1950—1960-х годов.

На это тут же возразил единоросс Андрей Макаров, заявив, что бесконтрольный вывоз культурных ценностей по купленным поддельным документам происходит и в настоящее время, поэтому возмущаться нечего. Но Елена Драпеко настаивала на несогласии с огульным разрушением сложившейся системы ввоза и вывоза культурных ценностей. «Мы считаем, что в стране должен быть единый орган, отвечающий за сохранение культурных ценностей и их вывоз, — Министерство культуры РФ», — заявила парламентарий.

Против принятия законопроектов высказалась коммунистка Вера Ганзя. Она обратила внимание коллег на то, что изменилось само определение «культурные ценности». Если сейчас это «движимые предметы материального мира», то, по новым поправкам, они становятся движимым имуществом». Депутат предложила подумать над тем, не для того ли созданы законопроекты, чтобы сделать товаром культурное достояние нации?!

Ганзя рассказала, что разговаривала и с замминистрами культуры, и со специалистами ведомства, и с Росархивом — ответ везде один: законопроект принимать нельзя. Искренне удивился необходимости самого существования таких законопроектов эсер Анатолий Грешневиков: «Ничто не мешает движению культурных ценностей и непонятно, почему вообще возник вопрос и необходимость открыть не форточку, а целую дверь. Депутат считает, что «под занавес» работы созыва Госдумы принимать столь важные решения в пожарном порядке недопустимо.

«Искусство в движении»

Почти 10 лет назад представительство Европейской комиссии в России выпустило справочник «Искусство в движении», посвящённый правилам перемещения художественных ценностей между странами Европейского союза и Россией. Справочник содержит основные положения законодательства по ввозу и вывозу культурных объектов всех членов Евросоюза, а также ссылки на сайты основных государственных учреждений в этой области.

Как правило, во всех странах ЕС подобные законодательства появились сравнительно недавно — в последней четверти XX века, когда рынок искусства стал активно развиваться и превратился в международный. В некоторых странах на создание специальных законов вынудили неожиданные и неприятные случаи. Например, в 1976 году на аукционе в Лондоне появились редкие и ценные произведения датского искусства. Правительство Дании, намереваясь их выкупить, собрало значительную сумму, но предметы были проданы в частную коллекцию и оказались за пределами Дании. Наученные горьким опытом, датчане разработали специальное законодательство, целью которого стало предотвращение вывоза из страны уникальных и культурно значимых объектов. Помимо внутренних законодательств, все страны ЕС ориентируются на международные соглашения: конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и конвенцию УНИДРУА 1995 года, а также на так называемый Регламент Совета министров ЕЭС 1992 года.

Законы о ввозе и вывозе прежде всего охватывают некоммерческую сферу международного культурного сотрудничества, когда речь идёт, например, о временных выставочных проектах. Ещё более значимыми эти законы являются в области торговли произведениями искусства. Именно здесь требуется наибольший контроль, ведь через частную сферу проходят вещи национального значения и похищенные предметы. Законодательства регламентируют в основном вывоз старинных, ценных и национально значимых культурных объектов. Причем для каждой страны есть свои культурные особенности. Так, например, в Греции основной контроль сделан на археологию, а Великобритания с особым вниманием относится к вывозу портретов британских исторических деятелей.

В странах ЕС действует два фактора, в зависимости от которых предмет считается культурной ценностью, — его возраст (как правило, более 50—100 лет) и стоимость. Например, согласно Регламенту Совета министров, на картины установлена стоимость 150 тысяч евро, на акварели и гуаши — 30 тысяч евро, на гравюры — 15 тысяч евро. Соответствие этим категориям определяет эксперт. Во многих странах лицензия на вывоз бесплатная и оформляется на длительный срок, часть государств имеет облегчённый режим и выдаёт разрешения только на определённые категории предметов. Например, Швеция лицензирует только вывоз шведских ценностей, а на так называемые иностранные ценности разрешение требуется, только если предмет находился на территории Швеции более 100 лет. К тому же в Швеции не существует никаких налогов и пошлин на вывоз. Только предметы, являющиеся национальным достоянием, во всех государствах подлежат особому режиму — их перечень, как правило, определён специальными государственными реестрами.