Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Словесники должны стараться влюбить в свой предмет

В сохранении русского языка и литературы важнейшая роль — у педагогов

06.06.2016 17:04

Словесники должны стараться влюбить в свой предмет
Фото Виктора Лисицина/ТАСС

9 апреля 2016 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию преподавания русского языка и литературы. А в конце мая глава государства Владимир Путин на съезде Общества русской словесности назвал сохранение этих предметов вопросами национальной безопасности. Какие изменения могут произойти в школьной программе по русскому языку и литературе в связи со столь пристальным вниманием со стороны государства и какие проблемы филологического образования нужно решать в первую очередь в Международный день русского языка, 6 июня, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали сенаторы и эксперты

Концепция преподавания требует новых подходов к изучению русского языка

Формирование гражданского единения и укрепление национальной идентичности невозможно без русского языка — и как средства общения, и как средства формирования мыслей. «Так что задача о сбережении нашего языка, поставленная президентом, уже находит своё отражение в деятельности экспертов, — комментирует член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лидия Антонова. — Утверждённая единая Концепция преподавания русского языка и литературы призвана обеспечить высокое качество преподавания и изучения этих предметов в общеобразовательных организациях», — рассказала сенатор.

Задачи актуальные: к примеру, из 146 тысяч человек, принявших в апреле участие в акции «Тотальный диктант», только один процент справился на «отлично». Впрочем, для повышения грамотности делается многое: в школах выпускники снова пишут сочинения, а литература и русский вновь стали отдельной предметной областью, активную деятельность ведут учительские организации, в скором времени в ЕГЭ по русскому и литературе может добавиться устная часть, наконец само появление единой концепции преподавания этих предметов стало самым ярким событием завершившегося в России Года литературы. 

«Реализация Концепции несёт определённые риски, — отмечает сенатор Лидия Антонова. Вопросы системности отработаны ещё не на таком уровне, чтобы учитель смог взять Концепцию и сходу начать её применять. Это говорит о том, что в первую очередь необходимо изменить практику подготовки учителей словесности», — подчёркивает парламентарий. Большая ответственность в данном случае ложится на систему высшей школы и программу повышения квалификации учителей. Кстати, уже этим летом педагоги пройдут переподготовку по-новому: изменения коснутся методики преподавания и содержания предметов. В процедуре повышения квалификации станет меньше теории и больше практики, вырастет число открытых уроков. Кроме того, профессиональная подготовка учителей стала предметом интереса и для Рособрнадзора: в ведомстве проводят исследование компетенций учителей-словесников, результаты которого станут известны уже через месяц. «Сегодня баланс между теоретическими и прикладными компонентами немножко размыт, — поясняет Антонова. — Концепция предполагает формирование новых методологических подходов к изучению русского языка». 

Главное — не модернизация, а любовь к предметам 

Кроме того, Концепция должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОСам). Требования там, как известно, довольно жёсткие. К примеру, список школьной литературы, обязательной к прочтению, меняется регулярно, напоминает Антонова. «Уже много лет у нас сохраняется тенденция, когда дети получают литературу, как говорится, «на вырост», из-за чего мы имеем проблему психологической неготовности школьников воспринимать ту или иную литературу», — отметила сенатор.

При этом надо учитывать, что лексика XIX века современным детям мало понятна, солидарна директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Светлана Иванова. Поэтому стремление как можно раньше познакомить учащихся с классикой отечественной литературы в действительности может отпугнуть их и от самой литературы, и от русского языка. Экспертное сообщество ждёт и изменений ФГОСов: в стандарты необходимо включить содержание основных образовательных программ по обязательным предметам. «У учителя должна быть определённая свобода творческого самовыражения, но при этом должны быть и рамки, чёткие требования к содержанию образования», — полагает она.

Есть у Ивановой и некоторые вопросы к тексту Концепции. К примеру, там говорится о повышении качества преподавания с учётом меняющегося запроса населения. Однако запрос как таковой определить трудно, к тому же само это понятие уже устарело: есть запрос личности, общества, государства, говорит эксперт. «Также задачей Концепции ставится модернизация содержания образовательных программ. Но самое же главное —  чтобы дети любили литературу и русский язык. Для этого учителя должны стараться влюбить в свой предмет. Поэтому подготовка кадров — краеугольный камень», — считает она.

Методика преподавания должна быть современной

Важная роль отводится и методике преподавания, продолжает главный редактор журнала «Вестник образования России» Юрий Глазков. Ещё глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов отмечал, что современные дети — «визуалы», которые думают в основном зрительными образами. Поэтому в помощь современному учителю походы с детьми в музеи и театры. «Очень полезным может быть и школьный театр. Когда дети ставят в нём постановку, то и сами «актёры», и школьники в зрительном зале воспринимают текст произведения уже по-другому, пропускают его через себя. Через театральные постановки мы можем открыть детям красоту живого общения», — замечает сенатор Лидия Антонова.

Кроме того, экспертное сообщество считает, что хорошим подспорьем в работе учителя могут стать классические энциклопедические словари, к которым в век цифровых технологий стали обращаться всё реже. «Сейчас считается, что некоторая бедность языка — это преимущество, — резюмирует учитель русского языка и литературы Наро-Фоминской школы №3 Наталья Архарова. — Всех просят изъясняться короче, яснее. Но мы надеемся, что Концепция преподавания русского языка и литературы, созданная для обогащения и сохранения этих предметов, будет иметь и практико-ориентированное продолжение», — заключила она.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3226