День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Правительство меняет правила езды

Печальная статистика МВД свидетельствует о крайней необходимости озаботиться мерами безопасности на дорогах

31.05.2016 17:57

Правительство меняет правила езды
Фото Игоря Самохвалова

Удивительно, как вовремя представители «золотой молодёжи» решили покуражиться в езде по московским дорогам. Стоило компании из четырёх лоботрясов заставить московских полицейских несколько часов гоняться за их элитным внедорожником, как буквально тут же, на волне общественного негодования (совершенно справедливого, кстати), следует реакция исполнительной власти. Правительство РФ принимает постановление об определении понятия «опасное вождение» и направляет в Государственную Думу законопроект, ужесточающий правовое поле в части   наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства.

Знакомьтесь: статья 12.38

Можно предположить, что статья под этим номером, если она появится в Кодексе административных правонарушений (КоАП), будет какое-то время  часто появляться на страницах полицейских протоколов. Именно этой статьёй Правительство предлагает дополнить КоАП, и её суть заключается в том, что водитель, подвергшийся административному наказанию три раза или более, лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. А те, у кого права отсутствуют в принципе, наказываются административным штрафом в размере от 10 до 30 тысяч рублей.

Естественно, речь идёт не обо всех возможных нарушениях Правил дорожного движения, а лишь о некоторых. Таких, например, как превышение дозволенной скорости в диапазоне 40-80 километров, выезд на железнодорожный переезд, когда это запрещено, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и т. д. Словом, о тех нарушениях, о которых любой водитель хорошо знает. Но знание, как показывает жизнь, ещё не означает у всех водителей наличие желания эти нарушения избегать.

Законопроект, о котором идёт речь, подготовлен  МВД России, и его авторы приводят такие цифры.  В 2014 году на территории России зарегистрировано более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло 27,1 тыс. и ранено 252,8 тыс. человек. При этом  выяснилось, что основная причина ДТП — невыполнение водителями правил дорожного движения. Это произошло почти в 87 процентов случаев (173,9 тыс.). Именно  в этих ДТП погибло 22,9 тыс. россиян и ранено почти 229 тыс. граждан.

При этом выяснилось, что почти 40 процентов ДТП, повлекших за собой смерть или тяжкие увечья,  совершено по вине водителей, которые уже неоднократно привлекались к административной ответственности. Этот показатель не снижается с 2013 года. Причём среди правонарушителей есть даже рекордсмены. В 2014 году 4,2 тыс. физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД.

Эта печальная статистка, по мнению авторов законопроекта, свидетельствует о недостаточности существующей государственной системы реагирования на систематические правонарушения в области дорожного движения и о целесообразности установления повышенной административной ответственности для граждан с устойчивым антисоциальным поведением, регулярно игнорирующих требования правил и подвергающих угрозе жизнь и здоровье законопослушных граждан.

Но есть и другие мнения. Так, депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) усматривает в данном законопроекте лишь очередное репрессивное действие, направленное против водителей и без того уже опутанных постоянно повышающимся акцизом на топливо, штрафами, платными парковками… Смысл такого рода документов депутат видит в желании уменьшить количество машин на дорогах. Лишение прав на управление транспортным средством на длительный срок ударит  лишь по простым гражданам, считает он. Чиновники, бизнесмены, их «золотые дети» такую возможность иметь будут, разъезжая с водителями.

Ситуация на дорогах (не верить официальной статистике нет никаких оснований) действительно трагична, это видит любой участник движения, и какие-то радикальные меры принимать нужно. Вопрос — какие? Стоит добавить, что на самом деле ничего нового в предложениях МВД нет. Водители со стажем помнят, что во времена СССР существовало нечто подобное в виде талона, который придавался к водительскому удостоверению и в котором сотрудники ГАИ пробивали дырки в графах нарушений. Три дырки — пересдача на право вождения или лишение прав. От этой системы отказались в постперестроечные времена, как от тяжкого наследия коммунистического гнёта.

Теперь, получается, вместо дырок будут баллы. В том случае, конечно, если правительственный законопроект будет рассматриваться и приниматься. По мнению депутата Нилова, без прямого нарушения регламента работы палаты нынешний созыв сделать это не успеет. А как на него отреагирует следующий депутатский созыв — неясно, и потому судьба законопроекта туманна.

Как наказывать будем?

Некоторая неопределённость складывается и вокруг понятия «опасное вождение», признаки которого прописаны в постановлении Правительства. В принципе в перечне таких нарушений есть все те случаи, с которыми любой постоянно ездящий водитель регулярно сталкивается на дорогах. Это невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону.

Но вот что важно. Как и предсказывали многие эксперты, сначала будут определены признаки опасного вождения, а затем, возможно, осенью, появятся санкции за подобного рода езду. Представляется, что насчёт осени эксперты явно погорячились. Ведь список санкций в виде поправок в КоАП будет определять не Правительство, а новый созыв Государственной Думы. И точно так же, как в случае с законопроектом, о котором уже говорилось, когда ещё до них дойдут руки новых депутатов. Тем более что вопрос требует серьёзного обсуждения.

По мнению депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова, такой вид административного правонарушения, как опасное вождение, должен наказываться достаточно жёстко. Опасная езда — это протяжённая во времени цепочка нарушений, фактически это стиль езды некоторых граждан. Только штрафом ситуацию изменить не удастся. Для чересчур агрессивных водителей, людей, имеющих достаточные финансовые средства, той же «золотой молодёжи» с деревянными мозгами, любой штраф ничего не значит, считает парламентарий.  Следовательно, надо предусмотреть более серьёзные меры наказания, например, общественные работы или даже административный арест. При этом диапазон санкций должен быть предоставлен на выбор суда, и только суд может избрать меру наказания, исходя из личности водителя и чёткой доказательной базы.  

Отсюда следует: на глаз такие серьёзные и опасные нарушения  фиксировать недопустимо, это нельзя отдавать на откуп инспектору ГИБДД, иначе открывается  широкое поле для злоупотреблений, считает депутат. И это вполне логично, с учётом известной практики общения на дорогах с инспекторами ДПС.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1632