Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Афонская «симфония» Патриарха Кирилла и Владимира Путина

О значении совместной поездки лидеров России на Святой Афон говорили в пресс-центре «ПГ» на заседание «Византийского клуба»

28.05.2016 16:23

Афонская «симфония» Патриарха Кирилла и Владимира Путина
Фото: пресс-служба Кремля

Совместное посещение Святого Афона президентом РФ Владимиром Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 мая — событие, которое полагает начало пути современной России к «симфонии власти и Церкви». Обсуждая тему тысячелетия появления русского монашества на Святой горе, об этом говорили участники «Византийского клуба». Его заседание в «Парламенсткой газете» прошло под председательством постоянного представителя президента РФ в Крыму Георгия Мурадова.

Синергия власти

«Византийский клуб» — новый международный проект, объединяющий парламентариев, политологов, учёных, историков, лидеров общественного мнения, которые ставят целью отстаивание и укрепление в современном мире ценностей восточно-христианской цивилизации.

По мнению одного из координаторов работы клуба, политолога Сергея Маркова, совместное посещение единственной  в мире монашеской республики на Святом Афоне в Греции Патриархом Кириллом и Владимиром Путиным — одно из главных событий этого года, которое вписывает новую страницу в российскую и мировую историю. На Афоне они планируют совместную молитву в Свято-Пантелеймоновом монастыре — русской обители, которая входит в двадцатку главных афонских владетельных монастырей, чьё число, согласно преданию, изменяться не будет до конца времён.

«Нам ещё предстоит оценить всё значение этого события, но уже сейчас понятно, что Россия не на словах, а на деле демонстрирует преемственность византийской идеи «симфонии  власти и Церкви», отметил Марков. — Мы понимаем, что сегодня у всего христианского мира общие вызовы — это и «расхристианизация» целых государств, гонения на христиан не только в горячих точках планеты, но и в странах Европы, расцвет сект самого разного толка и, прежде всего, радикального. И объединение усилий Церкви и власти, всего христианского мира является необходимым условием для того, чтобы его ценности не ушли из нашей жизни».

Уникальность события в том, что на международной площадке Россия представлена не как государственный или политический субъект, а как синергия двуначалия светской и духовной власти: именно эта модель сформировала колоссальную по своим размерам и необъятную по своему духовному наследию — Византийскую империю. На это обратил внимание член «Византийского клуба», руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков. «Сегодня эта модель государственного устройства — как некая космическая капсула, в которой великая древняя цивилизация передает свое послание современной России. А Патриарх Кирилл и президент Владимир Путин становятся проводниками святого благословения Афонского братства, единственного церковно-политического образования, сохранившего в себе цивилизационную восточно-христианскую идентичность», — подчеркнул эксперт. 

Совместное посещение Афона президентом и патриархом может привести к кардинальным изменениям в отношении православной духовности. Такое мнение высказал член «Византийского клуба», сенатор Игорь Морозов. «Думаю, этот визит укрепит позиции и России и Афон в мире. Святой Афон может стать «столицей» паломничества христиан всего мира. И первый в истории совместный афонский визит первого лица России и предстоятеля Русской православной церкви — ключевой фактор развития мирового православия», — заявил парламентарий корреспонденту «Парламентской газеты».

Третий Рим как новая геополитическая реальность

Кто-то из участников «Византийского клуба» видит рождение новой геополитической реальности, имя которой Третий Рим. Такое мнение в экспертном сообществе стало утверждаться после военной операции ВСК России в Сирии. «Глава нашего государства стал единственным мировым лидером, который реально встал на защиту христиан. А возрождение великих русских святынь, — таких, как Морской собор в Кронштадте, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, возрождение тысяч русских храмов, создание сотен новых епархий, позволили Патриарху Кириллу придать Русской церкви статус бесспорного лидера мирового православия. Посещение и совместная молитва главы российского государства и предстоятеля РПЦ вносит в уже сложившееся единство власти и Церкви мистическое измерение», — таково мнение клирика Орловской епархии, диакона Игоря Голикова.

Понятие симфонии церковной и светской властей сегодня всё чаще упоминается в публичном поле. Но как воплотить этот принцип в современном мире? По мнению главы Ассоциации православных экспертов Молдавии Владимира Букарского, Россия как нельзя лучше подходит для этого. здесь важна формулировка общих задач государства и Церкви. «Сегодня этой общей задачей является политический и духовный суверенитет России как стержневой страны православного мира» — убеждён эксперт.

В условиях агрессивной дехристианизации мира, осуществляемой под руководством западных элит, перед угрозой уничтожения православной цивилизации путем поглощения остатков христианской Европы с помощью «трансатлантического партнёрства», миссионерская роль РПЦ возрастает. Она готова предложить равноправное братство поместным православным церквям, тем более, что число православных стремительно растёт, например, в странах Африки. Такого мнения придерживается  руководитель отдела по связям с РПЦ Института стран СНГ Кирилл Фролов. «Русская церковь сегодня ведет диалог с теми здравомыслящими западными христианами, которые в ужасе от деградации своих конфессий с их «гей-священством» и прочими абсурдными явлениями. Именно Русская православная церковь  обличает тупики антихристиансой деградации, а Российское государство — это гарант исторического бытия не только русского, но и всех православных народов мира. Именно поэтому Россия является цивилизационным  преемником Ромейской (Византийской) православной империи», — сказал общественный деятель.

Афон — ориентир для тех, кто стремиться к вершине духа

Также на заседании «Византийского клуба» подняли тему возможного влияния Афона на современный мир. Некоторые общественные деятели готовы сегодня обвинять афонских монахов, в том, что они создали некую «замкнутую корпорацию», и мало контактируют с миром и дут в него  с проповедью. Достаётся смиренным монахам и за их якобы «дикость» — есть целая теория о том, что из-за запретов на посещение Святой горы при СССР русские иноки малообразованны, не умны, и не «дотягивают» до уровня «высоких гостей» Афона. На это эксперты вспомнили, что безусловный авторитет для всех православных людей России, духовный наставник патриарха Кирилла старец Илий (Ноздрин) Оптинский, почти 15 лет подвизался на Афоне — там столп православного духа несколько лет исполнял послушание духовника русского Свято-Пателеймонового монастыря. Ещё одним живым примером мощи «афонской школы» является митрополит Онуфрий, возглавляющий сегодня УПЦ МП.

Исполнительный директор «Византийского клуба»  Сергей Лаковский отметил, что именно Святой Афон давал и даёт миру духовных лидеров, старцев, чьи поучения, диалоги с которыми публикуются огромными тиражами в сотнях странах мира. Это, касается, и недавно почивших, но уже канонизированных афонских святых Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, и ныне здравствующих афонских мудрецов, таких как игумен Ефрем Ватопедский или старец Гавриил Карейский.

Одним из сюрпризов заседания «Византийского клуба» стало присутствие на нём архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (Дроздова) и иеромонаха афонского монастыря Ватопед отца Нила. Последний, отвечая на критику в «низком уровне проповедничества и образованности» святогорцев, призвал не судить о монашеской жизни поверхностно и уважать культуру Афона. И привел пример афонской мудрости того, как стоит относиться к уровню духовного состояния человека. Если человек плывёт на корабле, то он видит только поверхность воды. Если он будет купаться даже в 20 метрах от берега, то может нырнуть и увидеть на дне красивые ракушки. Если же человек решиться сесть в батискаф и погрузиться в морские глубины, то воскликнет: «Боже, какая красота, которую я никогда не увидел с корабля!».

Историк-византинист Сергей Карпов подчеркнул — не зря в  год тысячелетия русского монашества на Афоне наше государство усиливает акцент на роли гуманитарного образования в России. Он отметил, что Афон был местом духовного научения многих русских иерархов и патриархов. Однако он не может являться «общей школой для всех». «Афон — это вершина, ориентир, к которому надо стремиться»  — подчеркнул Карпов.

Афон распространял своё духовное влияние на многие страны. Это кладезь, в котором хранится масса рукописного материала, исторических артефактов. Потому сегодня ученые призывают обратиться к христианской духовности как основе российской государственности в целом  - и Афон является той территорией, которая лучше всего помогает этой духовности научиться, увидеть её не «в книжках», а «сердечными очами». Недаром академик Николай Лисовой акцентировал внимание на том, что сегодня российскими властями ставится  вопрос о взаимодействии с Афоном как школы по восстановлению «особой православной антропологической модели человека». «Именно такой человек может сегодня противостоять человеку западному — другой модели человека, который стремительно теряет духовную основу», — считает эксперт «Византийского клуба».

Первый афонский документ за подписью игумена русского монастыря на Святой горе Герасима датируется 1016 годом — от этого времени историки предлагают отсчитывать время с начала появления русских монахов на Афоне. Согласно сохранившимся документам, в 1048 году русское монашеское хозяйство уже имело место на Афоне. Во второй половине XII века русские монахи по благословению Пратата  - высшего совета Святого Афона, — заняли Свято-Пантелеймонов монастырь, Эта обитель остаётся русской и по сей день.

Среди русских святых первым пострижение в монахи на Афоне принял Антоний Печерский. После тоже самое, в разное время делали Нил Сорский, Максим Грек, который приехал на Русь из монастыря Ватопед, преподобный Паисия Величковского, который возродил русское монашество на Афоне в XVIII веке.

К 1913 году русских обителей на Афоне насчитывалось 93 — это не только Свято-Пантелеймонов монастырь из числа 20 владетельных монастырей Святой горы (число это по афонскому уставу не может быть изменено), но и  скиты, келии, каливы.  Перед 1917 годом из 6400 насельников Святой горы 3400 человек являются русскими. В 70-х годах ХХ века из-за противодействия советских властей к отъезду русских иноков на Афон их насчитывается на Святой горе лишь несколько десятков человек.

Сегодня русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне является одним из самых благоустроенных и многочисленных на Святой горе.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5512