Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Коммерческий подкуп приравняют к взятке

В Госдуму поступил законопроект, усиливающий уголовную ответственность за коррупционные преступления

24.05.2016 16:58

Коммерческий подкуп приравняют к взятке
Фото РИА

Законопроект, усиливающий уголовную ответственность за коррупционные преступления, поступил в Госдуму. Документ вносится Президентом России Владимиром Путиным и подготовлен во исполнение одного из пунктов перечня поручений главы государства, составленного по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Наказывать будут всех, вплоть до посредников

Смысл изменений, которые могут быть внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, если законопроект будет одобрен обеими палатами Федерального Собрания, предельно конкретен, что позволит правоохранителям существенно расширить свою работу по противодействию коррупции.

В частности, законопроект предусматривает внедрение в УК РФ нормы, позволяющей признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера предоставляются не самому чиновнику, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Предлагается также установить уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение такого посредничества, по аналогии с посредничеством во взяточничестве. При этом уголовная ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, возникает, даже если сумма не превышает 10 тысяч рублей, а также за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, совершённые гражданами, уже имеющими судимость за аналогичные преступления. Кроме того, предлагается изменить статью 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа» с целью уточнения круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.

Президентский законопроект предлагает существенную модернизацию системы санкций за коррупционные преступления за счёт внедрения альтернативных видов уголовного наказания. Предполагается, что цели наказания в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации и получивших предмет коммерческого подкупа или взятку, могут быть достигнуты в случае возложения на них судом обязанности выплатить штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на длительные сроки.

В соответствии с международным законодательством

Из официальных отзывов на президентский законопроект, поступивших от российского Правительства и Верховного суда РФ, следует, что документ этот ими поддерживается. И как полагает заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков, в палате не будет никаких проблем с его рассмотрением и принятием. В ближайшее время он будет рассмотрен комитетом и на пленарном заседании Государственной Думы, считает парламентарий.

Александр Ремезков полагает, что появление этого законопроекта весьма своевременно. Его важность и необходимость заключаются уже хотя бы в том, что в нём уточняется понятие коммерческого подкупа и фиксируется криминальное право передачи третьим лицам услуг или ценностей, предназначенных для должностных лиц. Это полностью соответствует положениям международного законодательства по борьбе с коррупцией.

Безусловно, возникает вопрос, справится ли отечественная правоохранительная система с возможным валом криминальной фактуры, с учётом того, что уголовная ответственность, согласно законопроекту, будет наступать, даже если сумма коммерческого подкупа окажется ниже десяти тысяч рублей.

По мнению Александра Ремезкова, такая норма должна присутствовать в антикоррупционном законодательстве именно потому, что подобные преступления носят массовый характер. Практика покажет, уверен депутат, насколько реально она будет работать, но правоохранителям необходим такой инструмент для борьбы с коррупцией.

С воодушевлением этот законопроект воспринят и в обществе. По мнению руководителя общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилла Кабанова этот документ дополняет правовое поле, устраняет пробелы, которые в нём существовали. Особо он отметил введение в правовое поле понятия «посредничество при коммерческом подкупе». Ранее в отечественном законодательстве существовало лишь понятие «посредничество во взяточничестве». И конечно же, введение ещё одного термина — третьи лица, — через которых коррупционеры легко прятали своё имущество, нажитое преступным путём.

По большому счёту, считает Кирилл Кабанов, законопроект этот технический, но с перспективой принести большую пользу в противостоянии коррупции.

Мнение

Александр Карабановкандидат юридических наук, адвокат:

«Изменения в статью 204.1 Уголовного кодекса, о которых идёт речь в законопроекте, внесенном Президентом,  направлены на искоренение такого важного элемента коррупции, как посредничество при коммерческом подкупе. Проще говоря, в областях, связанных с госзакупками, инвестиционным процессом, да, собственно, и судебной системой давно и нагло действуют так называемые «решалы». Люди, которые ведут незаконную деятельность, обеспечивая процесс передачи взятки. Речь идёт об осуществлении предварительных переговоров, договоренностей об условиях и собственно самой передачи денег. До появления законопроекта «решалы» оказывались фактически вне поля зрения правоохранительных органов, потому что доказать их интерес в конкретном подкупе было очень сложно.

Пока в судах видео- и аудиозаписи не всегда принимаются в качестве доказательств. Однако, полагаю, в ближайшее время ситуация изменится. Дело в том, что в законе об оперативно-розыскной деятельности применение аудио- и видеоаппаратуры для изобличения опасных преступников (а взятка именно к опасным преступлениям и относится) предусмотрено. Так что практика доказывания аналогичных преступлений существует. Поэтому суды будут рассматривать такого рода доказательства более благосклонно.

В целом же,  сам факт, что президентский законопроект посвящён детальным аспектам коррупционных проявлений, говорит о том, что борьба с коррупцией в нашей стране начата по всему фронту и отступать государство не собирается».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4114