Как поднять «с колен» российское кино
В Совете Федерации призвали тщательнее следить за тем, какие фильмы смотрят дети

Около 705 миллионов рублей было заложено в бюджете 2015 года на создание условий для показа национальных фильмов в населённых пунктах с численностью жителей не более 100 тысяч человек. Деньги потрачены, но насколько эффективным оказалось такое вложение? Это сенаторы, эксперты и представители Правительства обсудили на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Кинозалы становятся современными
Выделенные средства были разделены между 143 кинозалами в 51 регионе страны, рассказал сенаторам заместитель министра культуры Сергей Обрывалин. Обязательными условиями для получения денег стало подключение к единой автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах и демонстрация отечественных фильмов в объёме не менее 50 процентов в квартал в течение трёх лет с момента ввода в эксплуатацию оборудованного кинозала. «В настоящее время уже введено в эксплуатацию 15 кинотеатров, в том числе в Чечне, Северной Осетии, Кемеровской, Рязанской и Челябинской областях, а также в Краснодарском крае», — сказал замминистра. И останавливаться на достигнутом чиновники не намерены. В 2016 году на эти цели будет израсходовано 1,5 миллиарда рублей. Заявки на ремонт уже подали 76 регионов страны. «В первой половине июня станет известно, где именно ремонт будет проходить, — уточнил Сергей Обрывалин. — Учитывая, что на 1 кинозал выделяется порядка 5 миллионов рублей, средства получат ещё, как минимум, 300 кинозалов».В то же время мониторинг потребности в современных кинозалах показывает, что с нехваткой средств на обновление кинозалов столкнулись и более крупные населённые пункты. «В связи с этим Минкульт разработал проект постановления Правительства, предусматривающий возможность предоставления соответствующих субсидий и населённым пунктам с численностью жителей до 500 тысяч человек», — сказал Сергей Обрывалин. Получит ли это предложение единогласную поддержку? Пожалуй, вряд ли. Дело в том, что в киносообществе высказываются различные точки зрения на этот проект. К примеру, скептики сомневаются в его эффективности и жизнеспособности — хотя бы по той причине, что ввязавшимся в него кинотеатрам просто не хватит отечественных фильмов для регулярного показа — в стране их создаётся явно недостаточно. По статистике, общая доля российских фильмов в кинозалах составляет около 18-20 процентов, и их подавляющая часть не окупается. Причина, по словам экспертов, в недостаточном финансировании кинематографии. «К примеру, во Франции через фонд поддержки кинематографии государство ежегодно выделяет на эту сферу более 1,5 миллиарда евро, — рассказал Сергей Обрывалин. — И это в разы больше, чем у нас». Но даже в условиях финансового голода фильмов в России снимается больше, и они стали лучше, признают эксперты. К примеру, фильм «Экипаж» уже собрал более 1,3 миллиарда рублей.
Кто должен быть главой паровозика?
Нелёгкие времена переживает и отечественная анимация. Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина напомнила о выступлении на одном из заседаний Совета Федерации сенатора от республики Крым Ольги Ковитиди: «Наша коллега рассказала, что на телеканале «Карусель» идёт сериал «Свинка Пеппа», который позиционируется как развивающий мультфильм для самых маленьких. И что мы там видим? Главный позитивный герой фильма постоянно провозглашает идеалы: «Будем спать, в грязи валяться, потому что мы с вами кто?» И все ему отвечают: «Маленькие свинки!». Если посмотреть другой мультфильм, популярный у детей, то там главный герой из Америки, и все остальные дети ему постоянно говорят: «Да, мы понимаем, что главой паровозика должен быть американец». И наши дети это смотрят каждый день, причём в то время, когда все мы ратуем за патриотическое воспитание школьников и разрабатываем соответствующие программы!».Логику руководства телевизионных каналов, закупающих и ставящих подобные «шедевры» в эфир, понять, бесспорно, непросто, признали собравшиеся. Тем более, по словам председателя Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России Александра Герасимова, у российской анимации наблюдается «хороший устойчивый рост». «На кинофестивале в Суздале в этом году было представлено сразу 7 полнометражных анимационных фильмов, что является абсолютным рекордом. Было показано рекордное количество сериалов, точнее, 35», — рассказал он. При этом, по словам эксперта, Минкультуры третий год подряд не увеличивает финансирование этой сферы. «И это говорит о том, что здесь присутствует всё больше внебюджетных денег. Российское анимационное кино ценится не только в нашей стране, но и за рубежом. Из 450 миллионов, вырученных за продажу кино иностранным покупателям, почти половину, 200 миллионов принесла анимация».