За дороги ответят все понемногу
В Совете Федерации обсудили законопроект об организации дорожного движения
Такого документа в нашем законодательстве ещё не было. Федеральными законами регулируются различные сферы дорожного движения, включая его безопасность и даже правило регулирования проезда машин со спецсигналами. Однако акт, который призван ответить не только на вопрос, как разгрузить российские дороги от пробок, но и решить проблему дефицита парковок и платного въезда в тот или иной регион, появился только сейчас. Правительство подготовило законопроект об организации дорожного движения, который прошёл «нулевое чтение» в Комитете Совета Федерации по экономической политике.
Сколько не хватает парковок, осталось неизвестным
Главная задача нового закона, как уверяют его авторы, — формирование единых подходов к организации дорожного движения. Ключевым моментом является норма, которая выделяет его в отдельный вид деятельности — это подчёркивает то, что законопроект делает акцент на сугубо профессиональный подход к организации движения. Это, прежде всего, аналитическая работа специалистов логистики и использование современных методов организации движения, в котором задействованы инженеры, технологи и так далее.Одна из фундаментальных задач законопроекта — в том, чтобы собственники дорог разных уровней (федерального, регионального и муниципального) согласовывали между собой, какого типа дороги должны обустраиваться на той или иной территории, отрезке и проч. Как подчеркивают в кабмине, такая взаимоувязка движения позволит избежать ситуаций, которые крайне раздражают водителей: когда, например, трёхполосная дорога упирается в однополосную, что приводит к пробкам в несколько километров.
Также законопроектом прописывается создание центров дорожного движения, вводится учёт основных параметров и определений, таких как средняя скорость движения, интервалы задержки транспортных средств, плотность движения… Есть в документе и другие, более чувствительные для россиян моменты. О них и расспрашивали сенаторы заместителя министра транспорта Николая Асаула, представлявшего новый законопроект.
Прежде всего, это норма о парковках — проблема их дефицита всем известна. Как пояснил чиновник, законопроектом предлагается обязывать местные органы власти создавать необходимое количество парковочных мест — так в Правительстве, судя по словам Асаула, намерены победить нехватку парковок. Будут ли они платными? На этот вопрос сенаторов замглавы Минтранса дал косвенный утвердительный ответ, рассказав о дифференцированной плате в зависимости от типа автомобиля, а также «финансовых особенностей региона и специфики муниципалитета».
А вот на другой — о том, сколько парковочных мест не хватает в регионах, — ответа так и не последовало. Николай Асаул сообщил, что есть методичка по организации единого парковочного места для регионов, есть некое исследование на сей счёт. Но статистики о том, сколько не хватает парковочных мест, в «активе» у замминистра транспорта не оказалось.
Координатора обещают определить в течение года
Отдельная тема — возможность установления платы за въезд в тот или иной регион. Этот момент будет ещё не раз дискутироваться, и в Минтрансе к этому готовы. В ведомстве подчёркивают: вводить плату за проезд по региону — это право каждого региона. «Это опция, которая может быть востребована не завтра, а в отдалённой перспективе. И она будет носить точечный характер, например плата будет взиматься за въезд в загруженные зоны исторических центров городов», — успокоил Николай Асаул. И добавил: мировая практика показывает, что такая норма является довольно эффективной с точки зрения гармоничной организации дорожного движения.Сенаторы единодушно высказались о том, что появление такого закона давно ожидаемо. Но главное замечание касалось ключевого вопроса — кто будет контролировать исполнение закона? И здесь ответ замминистра парламентариев вряд ли устроил — по словам Николая Асаула, в министерстве рассчитывают, что это будет прописано позже, в подзаконных актах Правительства РФ. Сенатор Дмитрий Мезенцев заметил, что палата регионов уже много лет призывает исполнительную власть к тому, чтобы нормативное сопровождение закона было готово заранее, а не тогда, когда закон уже принят. Он же спросил, а кто будет разрабатывать такое сопровождение? Николай Асаул ответил, что «головное» ведомство и в целом главный координатор реализации нового закона будет определён Правительством РФ до конца года. Пока что наиболее предпочтительным выглядит вариант, когда «головным» становится Минтранс, а Росавтодор и МВД России — «пристяжными».
Именно размытые сроки принятия подзаконных актов определили окончательный вердикт сенаторов по итогам обсуждения — законопроект об организации дорожного движения в РФ одобрить, но только с учётом главного замечания: Правительство РФ должно своевременно подготовить предварительный пакет подзаконных актов.