Пенсионные права крымчан не пострадают
Законопроект Минтруда отрегулирует особенности денежного обеспечения пожилых жителей полуострова
Один из известных литературных персонажей приравнивал переезд с квартиры на квартиру к пожару. Можно представить, каково «переехать» из одной страны в другую. Неудивительно, что до 1 января прошлого года не все организации Крыма и города Севастополя успели переоформить свои учредительные документы и представить сведения об уплате в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Замешкавшимся был продлён срок перерегистрации — до 1 марта 2015 года, а для крестьянских (фермерских) хозяйств и религиозных организаций — до 1 июля того же года и до 1 января 2016 года соответственно.
Оперативный законопроект
Но встал вопрос: как сохранить пенсионные права работников? Ответ на него даёт законопроект Минтруда о внесении изменений в ФЗ об особенностях пенсионного обеспечения крымчан-граждан РФ. 17 мая его единогласно одобрил к принятию Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.Надо сказать, что документ рассматривается очень быстро. Как только была оценена значимость проблемы, последовала реакция властей. В марте законопроект был внесён, в апреле одобрен Правительством, в мае его рекомендуют к первому чтению депутаты Госдумы. Это отличительный момент.
На заседании думского комитета законопроект представил директор Департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев. В документе конкретно расписаны все необходимые расчёты. За периоды работы по трудовому договору сумма страховых взносов при назначении и перерасчёте пенсии будет определяться исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 16 процентов и среднемесячного заработка 24 245,7 рубля. При исчислении последнего предусмотрено учитывать заработок (доход) граждан за период с апреля по ноябрь 1992 года в переходной денежной единице — купонах по пересчёту в рубли 1 к 1.
Плюсы и минусы
— Закон адресован двум категориям граждан, — рассказала зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ирина Соколова. — Первая — те, кто занят в организациях, ещё не прошедших перерегистрацию. Просто их работодатели не успели оформить учредительные документы и не имели легальной возможности заплатить страховые платежи в положенный срок. По оценкам, таких людей порядка 4 тысяч человек. Это немного, но если взносы не платились, значит, у них не сформировалась страховая пенсия. Закон позволяет приравнять работу в вышеупомянутых предприятиях к страховому стажу, что сохранит пенсионные права этих граждан.Вторая категория — работники, которые в силу либо серого, либо неоформленного заработка, либо других объективных причин не в состоянии документально подтвердить свой трудовой стаж и заработок, необходимый для назначения пенсии. От этого зависит её размер, что очень важно. Сколько их — пока неизвестно. Узнаем, когда заработают специальные комиссии, создание которых предусмотрено законом. Их задача — помочь крымчанам защитить свои пенсионные права в случае, если они не смогут подтвердить в надлежащем порядке периоды работы до 1 января 2015 года и заработка за время работы до 1 января 2002 года.
Установление включаемых в трудовой стаж заявителей периодов работы будет осуществляться при представлении в комиссии хотя бы одного из следующих документов: справки от работодателя о доходах физического лица, сведений из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, учётной карточки или партийного билета члена КПСС, профсоюза, комсомола с указанием уплаченных взносов и так далее.
В частности, относительно работы комиссий у депутатов и возникли замечания. Пока не уточнено, при каких органах они будут — при Пенсионном фонде РФ, органах исполнительной власти, органах соцзащиты Крыма и Севастополя? Неясен их уровень, состав, статус принимаемых решений (рекомендательные или обязательные) и порядок действий гражданина в случае несогласия с ними. Это нужно прописать в законе, а не отдавать на усмотрение Правительства, как предлагается сейчас.
Неясен и момент, касающийся вопроса подтверждения трудового стажа свидетелями. При отсутствии документов принимаются во внимание показания как минимум двух свидетелей, которые когда-то вместе с обращающимся в комиссию лицом работали у одного работодателя, при условии наличия таких документов у них самих. В российском законодательстве существует общий для всех граждан РФ порядок, который в случае свидетельских показаний устанавливает стаж в размере, не превышающем половину от требуемого при назначении пенсии. В законопроекте это необходимо уточнить. Уверена, что ко второму чтению мы всё сделаем.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддерживает. Остаётся сказать, что расходы на реализацию закона в случае его принятия запланированы в пределах средств бюджета ПФР, предусмотренных на выплату страховых пенсий.