Дорожники ждут отмашки на новые технологии

Для повышения качества российских дорог нужны не только изменения стандартов, но и повышение дисциплины строителей

Дорожники ждут отмашки на новые технологии

Фото Владимира Афанасьева

В конце апреля президент Владимир Путин потребовал ускорить пересмотр устаревших стандартов строительства и ремонта дорог. Министерство транспорта уже подготовило «дорожную карту» по применению новейших технологий в этой сфере. Почему действующие ГОСТы оказались неэффективны и почему качество российских дорог не дотягивает до европейского уровня? На эти вопросы отвечали эксперты и депутаты Госдумы на круглом столе в «Парламентской газете».

 

Скупой платит дважды

Действующие ГОСТы строительства дорог современными назвать сложно, потому что принимались они 30-40 лет назад и были рассчитаны на старые невысокие нагрузки на дорожное полотно. Сейчас же интенсивность движения выросла. На федеральных, региональных и даже муниципальных трассах стало ездить огромное количество не только легкового транспорта, но и большегрузных двенадцатитонников, которые быстро разрушают асфальт. Чтобы сэкономить на обслуживании дорог, эксперты предлагают строить современные износостойкие магистрали, но для этого нужно полностью изменить существующие ГОСТы.

Об этом в последние годы говорят многие эксперты. Вот и президент национального Объединения технологического и ценового аудита РФ Анна Лупашко рассказала, что использование старых, казалось бы, недорогих технологий дорожного строительства государству обходится очень дорого. По сравнению со многими другими странами со сложным климатом, похожим на российский, километр у нас стоит сравнительно небольших денег, но зато нашим дорожникам приходится постоянно тратиться на латание ям, и раз в три-четыре года заниматься капитальным ремонтом дороги.

Постепенно дело идёт на поправку. В последние годы для экономии средств дорожники стали всё чаще использовать новейшие битумные присадки, различные геоматериалы, а Росавтодор принял программу внедрения композитных материалов. Теперь, говорят эксперты, дело за Главгосэкспертизой, которая занимается утверждением новых ГОСТов. Без её визы внедрение современных технологий начнёт буксовать.

Настоящих новаторов ждут в прокуратуре

Только вот излишне увлекаться новыми ГОСТами эксперты не советуют. Такой точки зрения придерживается первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин. По его словам, недавно появилась информация о том, что в нашей стране готовятся нормативы на дорожные ямы.

«Восемьдесят процентов всех аварий в России происходит из-за плохого состояния дорог. Автомобилисты идут в суд и выигрывают иски у дорожников. Никакое «телефонное право» им сегодня не помогает, но скоро всё может измениться. Если примут «стандарт на яму», то дорожники смогут легко доказать, что авария произошла не по их вине. В целом же появление такой странной инициативы сводят к нулю все инициативы по улучшению качества строительства дорог», — уверен депутат.

И всё же решение о замене ГОСТов Валерий Рашкин считает правильным, потому что без этого строители не смогут применить новые технологии. «Есть фирмы, которые хотят использовать современные компоненты, улучшающие качество дороги, но это сразу же приведёт к уменьшению толщины полотна, и инициатору внедрения таких новаций потом несколько лет придётся объясняться в прокуратуре и доказывать, что ничего не украл», — рассказал парламентарий.

Новый год начнётся в октябре

Но проблемы не только с внедрением новаций. Для повышения качества дорог строителям нужно хотя бы успевать вовремя ремонтировать существующие магистрали и осваивать выделенные средства. Такой точки зрения придерживается член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.

«Если смотреть отчёты Счётной палаты, становится ясно, что деньги на дороги в стране есть. В конце каждого года у строителей возникают огромные остатки, потому что они не успевают освоить бюджетные деньги», — считает депутат. В целом ситуация выглядит следующим образом: обычно деньги на дороги в регионы приходят в марте. Потом несколько месяцев уходит на проведение конкурсов и оспаривание их итогов проигравшими фирмами. До строителей средства доходят в сентябре, и вот тут они начинают класть асфальт в лужи и снег. Все объёмы выполняются, только лучше от этого никому не становится, потому что такие дороги быстро разрушаются.

Для решения проблемы Антон Ищенко предлагает перенести сроки начала «финансового года» с января на октябрь, чтобы было можно спокойно провести все конкурсы и у строителей осталось больше времени на дорожные работы.


Просмотров 1296

12.05.2016

Популярно в соцсетях