В России остановят «лифтопад»

Контроль за безопасностью эксплуатации подъёмников вернут государству

В России остановят «лифтопад»

Фото: РИА Новости

Ежедневно более 95 миллионов  человек  в нашей стране пользуются лифтами. Россиян  обслуживают  432 915 обычных  пассажирских и ещё  почти  100 тысяч специальных лифтов. Вот уже четыре года, как здания с лифтами в нашей стране исключены из категории опасных производственных объектов, а значит, чётких правил безопасности на федеральном уровне не существует. Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, внесённый кабмином, который  призван устранить этот опасный пробел.

В конце прошлого и в начале нынешнего года в Москве произошли две трагедии, связанные с эксплуатацией лифтов.  19 декабря 2015 года погиб 10-месячный младенец в доме на улице Островитянова. Когда муж с женой завозили в неё коляску с ребёнком,  лифтовая кабина двинулась вниз с ещё открытыми дверями. 14 января 2016 года в элитном жилом комплексе погибла Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина: у лифта оторвалось дно, и женщина улетела в шахту.

И подобные трагедии происходят в России  регулярно. Однако, поскольку Правительство не контролирует безопасность в этой сфере, данные разнятся.  В среднем статистика в последние пять лет называет от десяти до двадцати погибших на «вертикальном транспорте».

Осторожно, двери не закрываются

По данным Комитета по аналитике и статистике (ЕЛИАС) Национального лифтового союза,  около 120 тысяч  из более чем 440 тысяч российских лифтов многоквартирных  домов уже выработали свой нормативный срок — 25 лет. Иными словами, каждый третий лифт требует замены. В 2015  году в России  было введено в эксплуатацию около 25 тысяч лифтов в новостройках, а заменено лишь 9518 лифтов, что составляет 2,2 процента от требуемого количества. В текущем году предполагается заменить порядка 8,5 тысячи старых лифтов (1,9 процента), при этом каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов.

Темпы старения оборудования, по прогнозам экспертов, будут расти. По данным руководителя комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России Сергея Чернышова, в 22 субъектах Федерации дела обстоят ещё хуже — там выработали нормативный срок службы более 50 процентов лифтов. 

В начале апреля в Счётной палате прошло заседание, которое было посвящено проверке использования бюджетных средств по содержанию жилищного фонда в Тверской и Воронежской областях, Пермском и Забайкальском крае, в Туве, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Москве, Санкт-Петербурге, Чукотском автономном округе, в Севастополе и Крыму. В ходе обсуждения аудитор Юрий Росляк сообщил, что анализ программ капитального ремонта в этих регионах показал, что ремонт лифтовых шахт не запланирован ни в одном, а замена лифтового оборудования предусмотрена только в семи субъектах.

У семи монтёров лифт не работает

Cейчас ни одно ведомство в нашей стране за эксплуатацию лифтов не отвечает. 9 марта 2012 года был подписан приказ Ростехнадзора «О регистрации опасных производственных объектов», по которому жилой фонд и объекты розничной торговли исключены из реестра. 

С того времени ведомство перестало вести учёт несчастных случаев  и, собственно, отвечать за трагедии. Претензии теперь можно предъявлять  кому  угодно — производителям лифтов, монтажникам, управляющей компании и даже ремонтникам, которые обслуживают лифты.  И кстати,  в рамках уголовного дела, возбуждённого из-за смерти Ирины Володиной по части 2 статьи 238 УК РФ (оказание работ, не отвечающих требованиям безопасности), был арестован именно занимавшийся техобслуживанием лифтового оборудования электромеханик, а не глава управляющей компании, обслуживающей элитный жилой комплекс.

Теперь Правительство внесло в Госдуму законопроект, который наделит его полномочиями по утверждению правил эксплуатации лифтов, что позволит упорядочить вопросы содержания и обслуживания лифтов, а также ужесточить контроль в этой сфере. Кстати, ранее с подобной инициативой  выступали депутаты-справедливороссы. Они предлагали закрепить в Жилищном кодексе обязанность Правительства установить требования к безопасности и эксплуатации лифтов на федеральном уровне. Депутаты также предлагали лишать управляющие компании лицензий, если из-за несоблюдения технических требований был причинён вред жизни и здоровью граждан.

- Предлагаемый Правительством законопроект направлен на повышение уровня безопасности при использовании лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, эскалаторов в общественных и жилых  зданиях, исключая эскалаторы в метро», — сказал, представляя документ депутатам на пленарном заседании 11 мая, статс-секретарь-заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Рыбас. - Исключение таких объектов из сферы законодательства по промышленной безопасности привело к правовому пробелу, заключающемуся в невозможности  установить национальные требования по безопасности в этом вопросе.

Пока невозможно установить единые требования к проведению технического обслуживания лифтов, требования к компетентности организаций, осуществляющих такое обслуживание и квалификации их работников, требования к аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Принятие закона позволит устранить этот пробел и наделит Правительство функциями контроля в этой сфере.

По мнению члена Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Анатолия Сикорского (фракция ЛДПР), представленный кабмином законопроект чрезвычайно актуален.

- В последнее время участилось количество несчастных случаев, связанных с использованием лифтов, многие из которых привели к гибели людей, — сказал законодатель. — Основной  причиной таких аварий, по мнению нашего комитета, является  контроль за безопасностью эксплуатации лифтов. Законопроект возвращает систему государственного технического надзора, который существовал до недавнего времени. По мнению комитета, ко второму чтению необходимо учесть в законопроекте и траволаторы — автоматические пешеходные дорожки, которые функционируют во многих аэропортах, торговых комплексах.

Сбросимся на установку лифта

Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев обратил внимание Александра Рыбаса на то, что  почти 50 процентов лифтов в стране планируется  заменить  за счёт жителей многоквартирных домов. Между тем один лифт стоит как минимум 1,3 миллиона  рублей. Это  означает, что жильцы многих домов, где управляющие компании не смогут собрать требуемую сумму,  замены лифтов не дождутся никогда.

В некоторых регионах действуют локальные «лифтовые» программы. Регионы, где более-менее активно идёт замена устаревшего домового транспорта, вообще можно пересчитать по пальцам — это Москва, Татарстан, Башкортостан, Новосибирск, ХМАО. На большинстве территории ещё думают над разработкой собственных программ по замене и модернизации лифтов.

- Вопрос справедливый, — подтвердил Александр Рыбас и пообещал вернуться к рассмотрению возможности софинансирования государством  процесса замены лифтов после принятия Госдумой обсуждаемого законопроекта.

- Проект постановления Правительства на эту тему уже готов, — добавил чиновник.

Остановить «чёртово колесо»

Законопроект возвращает Правительству право контролировать не только эксплуатацию лифтов, но и работу эскалаторов.

Многие помнят инцидент с человеческими жертвами в московском метро, который произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием. Из-за этого 8 человек погибли и  более 30 были ранены. Эскалаторы метро из списка опасных производственных объектов к счастью, не выводились. Однако были исключены  эскалаторы,  установленные в торговых центрах и транспортных узлах, которые по конструкции мало чем отличаются от  метрополитеновских.  Законопроект устраняет эту несправедливость, ведь аварии на таких эскалаторах также не редки. Так, 15 декабря 2011 года в торговом центре «Парк-Хаус», расположенном в Промышленном районе города Самары, в результате нарушения правил техники безопасности на эскалаторе, находящемся в нерабочем состоянии, погибла 42-летняя женщина.

«Наши граждане  оказываются не только в лифтах и на эскалаторах, но и на аттракционах, канатных дорогах при пользовании  спортивными объектами», — напомнил член Комитета Государственной Думы по обороне Максим Шингаркин (фракция ЛДПР).

- Предусматривает  и данный законопроект, что под подъёмными средствами подразумеваются колеса обозрения, всевозможные «чёртовы колеса», карусели и  если этого нет, то  можно ли распространить надзор Правительства и на эти сооружения? — спросил Александра Рыбаса парламентарий.

Действительно,  аттракционы в России далеко не всегда безопасны.

К примеру, 3 мая 2016 года в Аттрапарке ВДНХ в Москве произошла авария на аттракционе «Корабль мечты». 11 человек (в основном подростки) зависли при нештатной остановке «Корабля» в 10-12 метрах от земли. Вызванная служба МЧС сняла посетителей при помощи пожарных лестниц.

- Аттракционы не включены в законопроект, а вот за канатными дорогами мы осуществляем надзор, — ответил  депутату Александр Рыбас.

Чтобы поездка на лифте была безопасной

- Если у вас появились сомнения в качестве технического обслуживания лифта, проверьте, есть ли связь с диспетчером;

-  перед входом в кабину лифта убедитесь, подъехала ли она на этаж;

- немедленно вызовите диспетчера, если во время поездки вы почувствовали вибрацию кабины, громкий звук;

-  если лифт поехал, а дверь не закрылась, не предпринимайте самостоятельных попыток выбраться из лифта;

- при перевозке ребёнка в коляске: возьмите его на руки, войдите в кабину, а потом ввезите коляску. При  выходе сначала вывезите коляску, а затем выходите сами с ребёнком на руках;

- при поездке взрослых с детьми, первыми в кабину лифта должны входить взрослые, а затем дети. При выходе первыми выходят дети;

- при поездке с собаками, входя и выходя из кабины, держите их за ошейник;

- при остановке кабины между этажами не пытайтесь самостоятельно выйти из неё — это опасно.

При поездке  запрещено:

- пользоваться лифтом детям дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

- перевозить в кабине легковоспламеняющиеся жидкости, горючие материалы;

- курить в кабине;

- пользоваться лифтом, если кабина задымлена и ощущается запах гари;

- открывать двери лифта вручную и при движении;

- препятствовать закрытию дверей;

- проникать в шахту и приямок лифта;

- пользоваться неисправным лифтом.


Просмотров 1696

11.05.2016

Популярно в соцсетях