Испанский юбилей органа
Пять лет назад в Купольном зале Таврического дворца заиграл уникальный инструмент
29 апреля в Таврическом дворце состоится необычный концерт: на нём отметят пятилетие органа, установленного в Купольном зале. Благодаря ему Таврический дворец стал не только историческим местом и памятником архитектуры, но и превратился в концертную площадку, причём одну из лучших в Петербурге.
Удивительный инструмент привезли в Петербург из Испании — специально для Таврического дворца его сделала известная фирма «Гренцинг». Хотя орган имеет барочную темперацию, то есть создавался в первую очередь для исполнения произведений композиторов эпохи барокко — таких, как Бах, Гендель, Вивальди, Монтеверди, — его 24 регистра, в том числе расширенный ряд басовых, его 1447 труб позволяют играть практически всё: от фуг XVIII века или романтических этюдов XIX века до современной музыки. И эта способность используется вовсю: музыка в Купольном зале звучит еженедельно — прошло уже более двухсот концертов, которые посетили свыше 60 тысяч зрителей.
Но концерт, который пройдёт 29 апреля, будет вдвойне особенным: играть на органе приедет тот самый музыкант, который в 2011 году первым опробовал голос инструмента: известный испанский композитор, титулярный органист барселонского собора Саграда Фамилия Хуан де ла Рубиа. Он покажет, на что способен орган, исполнив произведения разных эпох: барочного Баха, романтиков Шумана и Мендельсона. Прозвучат и его собственные, современные композиции. Так что юбилей органа получится испанским — как дань уважения стране, где его создали.
Хотя орган в Таврическом дворце новый, подобная музыка звучала здесь и раньше. Двести с лишним лет назад гости князя Потёмкина, в числе которых была и императрица Екатерина II, слушали органный концерт в Купольном зале — об этом есть письменное свидетельство поэта Гавриила Державина. Светлейший князь, большой меломан, купил дорогой инструмент и поставил его в своём дворце. Потом, правда, во времена Павла I, дворец разорили, а орган увезли в Мальтийскую капеллу, где он верой и правдой прослужил ещё сто лет, до самой революции 1917 года.
Инструмент, появившийся в Таврическом дворце в 2011 году, стал первым испанским органом в России, у него уникальный голос, а по своей механике он — единственный в стране.