Сделаем дороги безопаснее
Ситуацию, когда Россия занимает место одного из лидеров в мире по количеству смертей в ДТП, необходимо срочно исправлять
На дорогах мира ежегодно погибают более 1,2 миллиона человек, и число это стремительно растёт. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если человечество не станет предпринимать решительные меры, чтобы ситуацию исправить, то ежегодная статистика смертности людей в ДТП к 2030 году может составить 3,6 миллиона человек. Почти половина из жертв ДТП — мотоциклисты и пешеходы. И Россия по этим страшным показателям — одна из первых стран.
Гражданскому обществу надо проснуться
С чего необходимо начать исправлять ситуацию, каких условий не хватает автомобилистам и пешеходам, а также как на законодательном уровне можно исправить положение, обсудили в Совете Федерации на заседании организационного комитета VI Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который пройдёт 28-30 сентября в Санкт- Петербурге. Мероприятие провела глава Совета Федерации, председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств Валентина Матвиенко. Организаторами конгресса выступают палата регионов и Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. В этом году форум будет посвящён роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения.Согласно статистике, каждый год на 100 тысяч наших граждан фиксируется 18,9 смертного случая на дороге. Это в два раза выше, чем в Европе, где показатель составляет 9,3. Трагичные цифры особенно высоки в развивающихся странах. ВОЗ выяснила, что ДТП в этих странах скоро станут пятой ведущей причиной смертности людей, опередив такие болезни, как СПИД, малярия и туберкулёз. В Мексике количество жертв на дорогах на 100 тысяч человек составляет 12,3, Пакистане — 14,2, Албании — 15,1, Афганистане — 15,5, Говоря о предстоящем конгрессе, Валентина Матвиенко подчеркнула, что главное - это организация широкой дискуссии по вопросам взаимодействия органов власти, профессиональных сообществ и общественных организаций в формировании дорожно-транспортной политики страны. «Мы ставим своей целью выработку конкретных мер при активном участии институтов гражданского общества», — сообщила Матвиенко. Она напомнила, что в марте на заседании Президиума Госсовета при президенте по вопросам безопасности дорожного движения тоже затрагивался этот вопрос. Также президент поручил законодательно закрепить обязательную передачу в региональные дорожные фонды денег, которые поступают в виде штрафов за нарушение ПДД. «Совет Федерации уже подключился к разработке данной законодательной инициативы. Считаю целесообразным организовать на местах общественный контроль над тем, чтобы эти денежные средства использовались эффективно и строго по назначению», — отметила спикер.
Она также посетовала, что деятельности общественных движений в России сегодня не хватает системности — нет согласованности между органами власти и общественными организациями. «На предстоящем конгрессе нам предстоит обсудить это и предложить правые механизмы выхода из этой ситуации», — сказала Валентина Матвиенко.
Инвалиды — самое незащищённые на дорогах
Значимая часть мероприятий в рамках предстоящего конгресса будет посвящена обеспечению доступной среды для инвалидов на дорогах. Более подробно об этом в комментарии «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Она на конгрессе проведёт круглый стол на тему «Доступная среда и безопасность дорожного движения». Сенатор рассказала, что к обсуждению планируются вопросы, связанные с реализацией Госпрограммы «Доступная среда» и Конвенции ООН о правах инвалидов. «Цель нашего мероприятия — изучить несовершенства нормативно-правовой документации. Участие в круглом столе примут регионы, которые организуют те или иные мероприятия по обеспечению доступной среды и безопасности дорожного движения для инвалидов и маломобильных групп граждан. То есть мы посмотрим на опыт оборудования пешеходных зон, остановок, дорожного покрытия», — объяснила Бокова.Об этом же на заседании оргкомитета сказала и член Общественной палаты Диана Гурцкая, поблагодарив Совет Федерации за то, что решил рассмотреть дорожную безопасность сквозь призму жизни инвалидов. «Необходимо, в первую очередь, обсудить элементы адаптации дорог для маломобильных категорий россиян, проблемы парковок для инвалидов и чётко определить понятия, что такое оборудованный для инвалидов автомобиль», — сказала правозащитница.
С этим согласилась Валентина Матвиенко, отметив необходимость доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения внимания к проблемам инвалидов на дорогах.
Тему подхватил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он подчеркнул необходимость проведения комплексной систематической работы по обеспечению безопасности дорожного движения. В неё входят взаимодействие с экспертным сообществом по профилактике ДТП и дальнейшее благоустройство дорог — выделение специальных полос для общественного транспорта, создание зон непрерывного движения, строительство дополнительных подземных и надземных пешеходных переходов, внедрение системы «говорящий город» для слабослышащих людей.
Подготовка набирает обороты
Заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ Сергей Курдин сообщил, что в рамках конгресса пройдёт выставочный форум и различные презентации, посвящённые безопасности дорожного движения. Пройдут тематические круглые столы и пленарное заседание, где предполагается обсудить меры законодательного характера по теме, объединение их ресурсов власти, бизнеса и гражданского общества для решения общих задач дорожной безопасности, а также пути повышения правового сознания граждан, уровня знаний принципов безопасного вождения и безопасного поведения на дорогах, воспитание «дорожной культуры».К участию в работе конгресса приглашаются руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также представители международных транспортных и других организаций, которые специализируются на обеспечении безопасности дорожного движения. Участие в конгрессе должны принять учреждения образования и здравоохранения, научно-исследовательские институты, представители бизнес-сообществ. «Сейчас идёт рассылка приглашений, которых уже подготовлено порядка 2 тысяч, разрабатывается комплекс информационно-рекламных материалов, фирменный стиль мероприятия и оформление Таврического дворца, где оно пройдёт», — рассказал замруководителя Секретариата Совета МПА СНГ.
В заключение Валентина Матвиенко призвала организаторов ответственно подойти к подготовке Конгресса: «Важно, чтобы в его ходе состоялся многосторонний обмен опытом, а выступления были интересными и конструктивными. Следует заранее продумать и организовать прямые включения с регионами, прежде всего, наиболее успешными по обеспечению безопасности дорожного движения», — считает председатель Совфеда.
А министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев подчеркнул, что предстоящий Конгресс будет отличать интерактивный характер, акцент будет сделан на инновационные методы и технологии в области обеспечения безопасности дорожного движения. По его словам, запланированы мастер-классы ведущих экспертов в этой сфере, будут работать обучающие площадки. «Наша задача продолжать просветительскую работу по воспитанию законопослушных участников дорожного движения», — подчеркнул министр.