Новые технологии помогут артистам разбогатеть

Законопроект о создании единой электронной системы учёта продаж билетов передан в профильный думский комитет

Оборот денежных средств в концертной индустрии России в прошлом году превысил сто миллиардов рублей. Это более тысячи массовых развлекательных мероприятий ежегодно. Но с нынешним уровнем прозрачности в этой сфере большие деньги не всегда доходят до своих законных владельцев. Дело в том, что продажи билетов регулируются слабо — под «честное слово» организаторов концертов. Нередко артист при полном зале получает мизерный гонорар, потому что половина зрителей пришла по пригласительным. Поскольку точный учёт проданных билетов не ведётся, в бюджет попадают урезанные налоги.

Прозрачность прежде всего

Накопившийся ком проблем может решить законопроект «О единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о проводимых зрелищных мероприятиях», внесённый в Госдуму в конце марта и сейчас проходящий рассмотрение в профильном комитете. Документ предполагает создание единой электронной системы учёта продаж билетов на концерты, без регистрации в которой невозможно будет вести продажи. Информация о ценах, количестве и местах продажи билетов будет доступна всем пользователям Интернета, но суммы доходов компаний организаторов будут видны только сотрудникам госорганов. Проведение благотворительных и бесплатных концертов будет по прежнему доступно по старой системе, без регистрации.

 «Путь между бизнесом и потребителем не всегда бывает прозрачным. В своём законопроекте я хотел урегулировать отношения между бизнесом и государством с точки зрения прозрачности и защитить авторские права исполнителей», — сказал автор законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук. Депутат уверен, что его законопроект сделает процесс налогообложения в концертной индустрии более прозрачным, а саму сферу более привлекательной для инвестиций.

Как в кино 

Аналогичная система реализации билетов уже успешно работает в киноиндустрии. Сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах до внесения законодательных изменений составляло от 30 до 50 процентов их общей суммы. Однако с принятием в 2009 году Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который внедрил электронную систему учёта кинопоказов, ситуация радикально изменилась. Автор этого законопроекта заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко выразил поддержку своим коллегам. «Тогда в кино нам предвещали полный провал. Но закон работает, работает хорошо. Я не вижу ничего дурного в том, чтобы распространить защиту авторских прав на моих коллег по другому цеху», — сказал кинорежиссер. 

Идея электронного учёта продаж билетов находит широкую поддержку у артистов. «Этот законопроект очень своевременный, всё, что происходит с авторскими правами, очень важно. Особенно для пожилых людей, которые живут на отчисления за свои творения. Мне кажется, что Российское авторское общество со своей задачей не справляется и эта электронная система станет её хорошей альтернативой», — сказал композитор и продюсер Виктор Дробыш. По мнению певца и музыканта Василия Вакуленко (Баста), электронная система учёта будет очень удобна для исполнителей, они сами смогут видеть продажи билетов, и организаторам не удастся их обмануть. «Хочется, чтобы всё было по-человечески, сейчас нет ни защиты, ни внятных отношений, бывает, что исполнитель летает на концерт во Владивосток, собирает стадион и остаётся ни с чем», — сказал Баста.

Альтернативное решение

Попытка отрегулировать концертную деятельность ранее уже предпринималась. В первом чтении был принят законопроект о саморегулируемых организациях в концертно-зрелищной деятельности. Согласно ему, компания, которая захочет организовать концерт, должна будет в обязательном порядке вступить в СРО. При этом если площадь зоны, где проводится мероприятие, составляет менее 400 квадратных метров, вступать в СРО не нужно. Для создания СРО было необходимо набрать не менее 50 участников, каждый из которых должен выплачивать 150 тысяч рублей взноса в год. 

 Законопроект вызвал шквал критики со стороны эстрадных исполнителей. Ранее очень резко на «круглом столе» в Госдуме о законопроекте и его авторах отозвалась Алла Пугачёва. «Любая излишняя упорядоченность ещё с советских времён всегда приводила к бардаку», — сказала певица. По мнению её мужа Максима Галкина, система СРО приведёт к монополизации и развитию коррупционных схем с участием её членов. Также СРО может стать инструментом идеологического шантажа, так как позволит отказывать в проведении концертов «неугодным» артистам. Сейчас в законопроект вносятся поправки с учётом мнения музыкальных исполнителей перед подготовкой ко второму чтению. По мнению деятелей культуры, принимать его в первоначальном виде категорически нельзя.


Просмотров 915

14.04.2016

Популярно в соцсетях