Налоги, сборы и штрафы пойдут на строительство дорог

Министр транспорта рассказал депутатам о рекордах в области морских перевозок, ценах на билеты и ремонте дорожной сети

Налоги, сборы и штрафы пойдут на строительство дорог

Максим Соколов. Фото Владимира Афанасьева

В 2015 году россияне стали реже летать за границу, но пассажиропоток снизился лишь на 2 процента. Внутренние авиалинии компенсировали потери. А компания «Победа» побила все рекорды, продав 3 миллиона билетов. На «правительственном часе» в Госдуме министр транспорта Максим Соколов сообщил, что транспортная отрасль успешно справляется с кризисом.

Морские порты побили рекорд

2015 год был для транспортного комплекса непростым — на отрасли сказались внешние неблагоприятные экономические и политические факторы. «Но команда транспортников сделала всё возможное, чтобы обеспечить устойчивую работу всех видов транспорта, дорожного хозяйства и их целенаправленное развитие», — сказал Максим Соколов. Доля транспортного комплекса в ВВП России превысила 5 процентов, а инвестиции в основной капитал составили 10 процентов от общего объёма инвестиций в экономику. В отрасли занято 6 процентов экономически активного населения, а зарплата работников предприятий транспортного комплекса более 42 000 рублей.

«Экспорт транспортных услуг стал одной из составных частей экспорта всех услуг в России и составил треть от общего объёма экспорта — всего на сумму 14 миллиардов долларов», — подчеркнул министр. Это выше экспорта угля и удобрений. Все рекорды побили морские порты. Если 10 лет назад 50 процентов экспорта обслуживали иностранные хабы, то сегодня российские порты обслуживают почти 90 процентов всего экспорта. Особенно бурно развиваются перевозки на северных территориях.

А вот порты Крыма сокращают штат — из-за санкций там стало меньше работы. Однако «освоение» Крыма идёт полным ходом. Во вторник заложена первая опора Керченского моста. Но этим летом туристы ещё не смогут переправиться через Керченский пролив по мосту. Придётся стоять в очереди на паром или лететь самолётом.

«Победа» позволила удержать цены на авиабилеты

Депутат от «Единой России», член Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Виктор Малашенко поинтересовался, как Минтранс оценивает эффект от введения невозвратных тарифов на авиабилеты. Министр ответил, что это позволило создать устойчивую компанию-лоукостер «Победа», которая за год перевезла рекордное количество пассажиров — 3 миллиона человек. В среднем билеты «Победы» на 60 процентов дешевле других билетов. Это, по словам Соколова, «потянуло рынок вниз» — рост авиационных тарифов был существенно меньше, чем инфляция. Билеты могут ещё подешеветь, если принять закон о норме багажа в 10 кг. «Тогда российские лоукостеры смогут по-настоящему конкурировать с иностранными компаниями», — уверен министр транспорта.

Министерство делает акцент на развитие внутренних перевозок и это позволяет снизить издержки от скачков валютного курса. Раньше россияне больше летали за границу, а в 2015 году 57 процентов граждан решили путешествовать по России. Благодаря этому удалось сохранить пассажиропоток в авиаперевозках практически на прежнем уровне — он сократился всего на 2 процента. В 2014 году российские аэропорты обслужили 93 миллиона человек, в 2015-м — 92 миллиона. Всего через аэропорты страны в 2015 году прошло около 160 миллионов человек.

Все штрафы — в дорожные фонды

Благодаря возрождению системы дорожных фондов в 2011—2012 году объём финансирования строительства дорог увеличился более чем в 2,2 раза. По словам министра, 65 процентов федеральных трасс приведено в соответствие нормативам, а к 2018 году планируется завершить их ремонт. Региональные дороги отстают — до нормативов дотягивает лишь 30 процентов. На поддержку региональных дорожных фондов направляются средства от системы «Платон» и поступления от акцизов на топливо. «Введение системы «Платон» — это первый шаг к переходу к цивилизованному управлению транспортной инфраструктурой», — заявил министр. В системе зарегистрировано более 600 тысяч пользователей и уже собрано 6 миллиардов в федеральный бюджет.

Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов напомнил, что на прошедшем недавно заседании Госсовета по повышению безопасности на дорогах России прозвучала идея направлять все штрафы в дорожные фонды. Сборы от парковки тоже должны поступать туда, считает депутат.  Максим Соколов подтвердил, что средства от нарушений ПДД действительно будут поступать в региональные дорожные фонды. По оценкам Минтранса, это около 70 миллиардов рублей. Штрафы, поступившие в региональные дорожные фонды, можно будет использовать исключительно на повышение безопасности на дорогах — строительство переходов, установку светофоров и барьерных ограждений, ремонт дорог.  «Что касается сбора платы с парковок, надо тщательно всё взвесить, сейчас этот вопрос находится в ведении регионов», — сказал Максим Соколов.  

Почему растут тарифы?

Как и полтора года назад, когда министр транспорта общался с депутатами, одной из тем разговора стали тарифы на пригородные перевозки. Член Комитета Госдумы по транспорту, коммунист Андрей Андреев обратил внимание, что министерство «практически безучастно наблюдало, как умирает пригородное сообщение». Только после того, как в ситуацию вмешался президент, было принято решение субсидировать пригородные перевозки.

«Но тарифы по-прежнему растут», — поддержал коллегу депутат от КПРФ Николай Коломейцев. Максим Соколов ответил, что установление тарифов — это полномочия субъектов Федерации. В прошлом году федеральный Центр направил на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок 42 миллиарда рублей, а регионы вложили 10 миллиардов. Сохраняется субсидирование пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах. «Главам субъектов нужно по-другому расставить приоритеты в области транспортного обеспечения», — сказал министр. Все регионы представили в Минтранс свои транспортные программы, где в том числе говорится о тарифах. Воплощая эти планы в жизнь, нужно соблюсти баланс между всеми видами перевозок и обеспечить доступность билетов.

Транзит может принести прибыль в бюджет

В приоритетах работы Минтранса — продолжение ремонта автомобильных трасс, строительство новых аэропортов и реконструкция уже действующих. Аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов посоветовал главе министерства более пристально следить за эффективностью расходования бюджетных средств. В 2015 году было не использовано 33,8 из 969 миллиардов, которые пошли на развитие транспорта из федерального бюджета. Максимальное количество неиспользованных средств — 15,9 миллиарда — у «Росавиации». Есть проблема позднего доведения денег до получателей. Например, из 7,7 миллиарда на подготовку к чемпионату мира по футболу 5 миллиардов выделили только в 4-м квартале 2015 года.

Несмотря на это, парламентарии в целом довольны работой Минтранса. Многие считают, что отрасль может приносить гораздо больше денег в казну.  Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от ЛДПР Сергей Катасонов спросил, почему транспортники не используют в полной мере главное богатство России — выгодное территориальное расположение. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, депутат от «Справедливой России» Михаил Брячак согласился, что не в полной мере реализованы возможности транзитного потенциала. «Могли бы значительно больше дивидендов получать с транзита по территории России. Надо больше работать в этом направлении», — считает парламентарий.

 

Фото Владимира Афанасьева

 


Просмотров 1080

13.04.2016

Популярно в соцсетях