вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Мир не забыл о подвиге Гагарина

В день 55-летия первого полёта человека в космос мы рассказываем о российских планах исследования Вселенной

12.04.2016 11:38

День космонавтики в особых представлениях не нуждается: с 1962 года все советские семьи отмечали 12 апреля как праздник, знаменующий торжество отечественной науки. Первый космический полёт, совершённый Юрием Гагариным в 1961 году, сделал советского космонавта первопроходцем во Вселенной. А с 2011 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН 12 апреля считается Международным днём полёта человека в космос. В этом году исполняется пятьдесят пять лет с того момента, когда человечество открыло дорогу к звёздам. О нынешнем состоянии космической отрасли, развитии пилотируемой космонавтики и перспективах изучения Луны в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали представители государственной корпорации «Роскосмос».

Нам есть чем гордиться

Юбилей освоения космоса будет отмечаться повсеместно. Так, в музее Вашингтона появится бюст Юрия Гагарина, рассказал директор по коммуникациям госкорпорации «Роскосмос» Игорь Буренков. «Это доказывает, что подвиг Гагарина в мире не забыт — впрочем, он и не может быть забыт». Нам есть чем гордиться: СССР принадлежит первенство не только в открытии космического пространства — мы запустили первый искусственный спутник нашей планеты, отправили за пределы Земли первую женщину-космонавта Валентину Терешкову, а космонавт Алексей Леонов в 1965 году совершил первый в истории человека выход в открытый космос. Список можно продолжать. Заметны и нынешние достижения уже российской космической отрасли: Россия — это единственная страна, которая возит на Международную космическую станцию (МКС) и космонавтов, и астронавтов, и других участников космического процесса, говорит представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. А уже 27 апреля произойдёт первый старт с космодрома Восточный — речь идёт о запуске ракеты-носителя «Союз-2.1а», которая выведет на орбиту космические аппараты «Аист-2Д» и «Михайло

Ломоносов», а также наноспутник SamSat-218. «С космодрома, конечно, будут осуществляться и пилотируемые полёты. Это в первую очередь относится к кораблям нового поколения, которые находятся в стадии создания, — пояснил исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации «Роскосмос», лётчик-космонавт Сергей Крикалёв. — По срокам к 2021 году планируется беспилотный запуск этого корабля, а в 2023 году — пилотируемый».

Реформа космической отрасли идёт полным ходом

Проблем в отрасли тоже хватает: чего стоило только строительство космодрома Восточный, которое сопровождалось множеством скандалов, связанных с невыплатой зарплат рабочим и возбуждением уголовных дел по факту растрат. Аварии тоже случались: только в 2015 году у нас их было три. Так, 28 апреля во время отправки грузового корабля «Прогресс М-27» с помощью ракеты-носителя произошёл взрыв баков третьей ступени. Из-за этого корабль был повреждён, а программу полётов на МКС пришлось пересматривать. В мае того же года во время полёта ракеты-носителя «Протон-М» был разрушен мексиканский спутник связи MexSat. Последней неудачей стало падение в океан спутника «Канопус-СТ», который предназначался для наблюдения за океанами с орбиты. «Системный кризис в отрасли никуда не делся, — говорит Игорь Буренков. — Но реформа продолжается. Одним из первых её этапов стало создание Объединённой ракетной космической корпорации (ОРКК), которая занимается промышленностью. Стало очевидно, что только лишь этого недостаточно: реформирования требовала вся система — и закупок, и заказа, и делопроизводства. Тогда и появилась идея создания госкорпорации «Роскосмос», которая объединила все необходимые ресурсы в единый центр. Нужно понимать, что теперь это единственный центр ответственности», — рассказал он. Для преодоления кризиса в отрасли была принята и Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016-2025 годы. Представляя программу, генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров указал на недопустимость траты ресурсов на грандиозные проекты, которые могут быть хоть и гениальны по своему техническому решению, но, по сути,

бесполезны. Так, например, получилось с программой «Энергия-Буран». СССР потратил на неё огромные деньги, был сделан колоссальный технологический прорыв, однако соответствующих нагрузок для программы не нашлось. «Сейчас у «Роскосмоса» есть три основных аспекта, на которых мы сфокусированы, — поведал Игорь Буренков. — Это наращивание околоземной космической группировки спутников, которые должны соответствовать сегодняшнему дню, второй момент — продолжение развития нашего двигателестроения, в чём мы являемся безусловными лидерами (наши двигатели активно покупают за рубежом, в том числе американцы), а также развитие наших пусковых аппаратов, ракетоносителей. Речь в первую очередь идёт о программе, связанной с ракетоносителем «Ангара», успешные испытания которой прошли в 2015 году».

Линейка ракетоносителей претерпит существенные изменения: предполагается развитие новых ракет, в частности, ракеты «Феникс». Развивается и наша работа по линии МКС и других пилотируемых программ. Кроме того, активно поддерживаются все научные направления, необходимые для космонавтики. В общем, несмотря на экономические сложности, Правительство уделяет отрасли большое внимание. «Есть ещё и программы, которые остаются за пределами ФКП — например, полёты на Луну. Но в документе сохранена программа пусков к Луне космических аппаратов, без которых пилотируемые полёты невозможны. Так что все эти направления мы продолжим развивать», — заверил представитель «Роскосмоса».

И хотя с появлением госкорпорации космическая отрасль будет масштабно реорганизована, отдельные элементы — в частности, касающиеся деятельности космонавтов, — существенных изменений не претерпят. «Изменения будут там, где это необходимо. Пока работа космонавтов корректировок не требует», — рассказал Сергей Крикалёв.

Следующая остановка — Луна

Пятьдесят пять лет назад наш космонавт открыл людям дорогу во Вселенную. История современных космических исследований пишется на наших глазах. Но как будет развиваться отрасль? Работа МКС, к примеру, продлена до 2024 года. А что будет после этого? «Это мы будем решать со всеми участниками космического клуба — это 15 стран. Технологически Россия способна сделать не одну космическую станцию, но неясна целесообразность такого шага. Мы выступаем за разумное расходование средств, поэтому уверены, что новая станция, которая сменит ныне существующую, должна быть международной. Однако если будет необходимость сделать

национальную станцию, возможности для этого у нас есть», — заверил официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков.

Другая интересующая россиян тема касается исследования Луны. Согласно ФЦП, высадка человека на естественный спутник Земли планируется к 2030 году. «Многие годы в экспертном сообществе ведётся дискуссия о том, куда нужно лететь раньше — на Луну или на Марс. Я считаю, что для логичного движения вперёд сперва нужно исследовать то, что ближе, — объясняет лётчик-космонавт Сергей Крикалёв. — Чтобы минимизировать риски, нужны последовательные шаги». Сначала будет создана околоземная инфраструктура, затем Луна будет изучаться с помощью автоматических средств, начнётся развитие окололунной инфраструктуры, которое обеспечит изучение спутника Земли. «И хотя Марс остаётся приоритетом, в ближайшие десять лет работа в основном будет вестись вокруг Луны», — рассказал Сергей Крикалёв.