Реконструкция центра столицы может убить дух города

Благоустройство росчерком пера

Реконструкция центра столицы может убить дух города

Фото с сайта проекта «Моя улица»

Мэр Москвы Сергей Собянин 30 марта официально дал старт новому сезону благоустройства московских улиц. Предполагается, что после выполнения второго этапа программы «Моя улица» центр города станет зелёным, уютным для пешеходов, удобным для велосипедистов и менее доступным для автотранспорта.

Согласно проекту, в текущем году в городе приведут в порядок 52 улицы, а также переулки и проезды в историческом центре Москвы. Масштабные работы запланированы на главной магистрали столицы - Тверской улице. На участке от Моховой до Пушкинской площади «оптимизируют» автомобильное и пешеходное движение, увеличат тротуары за счёт проезжей части, вернут липы, спиленные в начале 90-х годов, установят новые светильники. Картинки, демонстрирующие, как всё это будет реализовано, на портале проекта «Моя улица» выглядят замечательно. Но что при этом потеряют москвичи?

Генплан или воля чиновника?

В российской столице на законодательном уровне действует Генеральный план развития Москвы, утверждённый в 2010 году, ещё при Юрии Лужкове и рассчитанный до 2025 года. Однако московские власти посчитали, что он утратил актуальность и должен быть пересмотрен. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, новый генплан планируется утвердить к середине 2016 года. Этот документ, по словам чиновника, «существенно улучшит градостроительную ситуацию в городе при разработке перспективных планов развития отдельных участков и территорий и создаст благоприятные условия для работы инвесторов».

«Москва хорошеет как город и место проживания, это отмечают её жители, это отмечают и гости нашей столицы, - убеждён член рабочей группы Госсовета по совершенствованию градостроительной деятельности при Минстрое РФ Дмитрий Волков. - Но всё ли так однозначно в подходах к развитию города, как представляется на первый взгляд?».

По мнению эксперта, общепринятый порядок градостроительного планирования, предусмотренный Градостроительным кодексом, не принимается во внимание совершенно. Генеральный план, который, казалось бы, должен стать основным документом в развитии указанной программы, просто забыт. Правила землепользования и застройки, принятые во всех без исключения регионах России, в Москве так и не появились пока. «А ведь именно градостроительная документация в силу своего комплексного характера и ясной, публичной, предусмотренной федеральным кодифицированным актом процедурой принятия, должна стать гарантом того, что из лучших побуждений мы «не забудем» чего-то очень существенного», - сказал он.

«В рабочую группу по созданию программы не входят не только представители общественности или бизнеса, но даже профильный департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, отвечающий за развитие этого самого бизнеса, - сообщил Дмитрий Волков «Парламентской газете». - То есть с самого начала на этих улицах предпринимательства вроде как бы и нет. Или, по крайней мере, его интересы никем не представляются. К чему это приводит на практике? К тому, что в результате благоустройства вполне успешные предприятия торговли и общественного питания вынуждены закрываться или трансформировать свою деятельность, так как в связи с реконструкцией резко меняются логистические потоки. Если бы речь шла о плановом, осмысленном выводе предприятий из трансформируемой среды, куда бы ни шло. Но бизнесу просто предлагается принять и приспособиться. Как-нибудь. Не беда, если мы таким образом создаём небольшой кластер в целях развития туризма. Но ведь речь идёт о реконструкции основных улиц города!»

Член правления Союза архитекторов России Максим Перов считает, что дело не только в следовании Генплану, а ещё и в элементарном здравом смысле.

«В Генплан не закладывается благоустройство, в генплан закладывается, грубо говоря, ширина транспортного коридора, - пояснил эксперт «Парламентской газете». - А какие там липы высаживаются, это уже второй вопрос. Генеральный план должен сбалансировать жизнь в городе. По моему мнению, в некоторых местах стало лучше. Для меня важно, как для планировщика, чтобы не ухудшалась транспортная ситуация, чтобы улицы оставались проезжими. Если Тверскую сузят, транспортная ситуация существенно ухудшится, это однозначно».

Эксперты убеждены, прежде чем уменьшать проезжую часть на Тверской улице, надо задаться простым вопросом: а куда денутся автомобили, которые будут вытеснены после реконструкции?

«Где образуется новый мощный затор? - говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. - В районе Сокола? В районе Белорусского вокзала? Если окажется, что действительно эти автомобили создадут пробки в других местах, значит, надо с этой конструкцией повременить, дождавшись введения северо-западной хорды, перехватывающих парковок. Если этого не делать, то будет скорее хуже, чем лучше».

Куда уедет синий троллейбус?

Один из элементов предстоящей реконструкции Тверской улицы - освобождение её от троллейбусов. Этот вид транспорта появился в Москве 15 ноября 1933 года по инициативе Никиты Хрущёва. Существует байка, что он хотел двухэтажный троллейбус, но Иосифу Сталину это не понравилось. Троллейбусная сеть Москвы - крупнейшая и самая старая троллейбусная сеть в мире. Протяжённость одиночного контактного провода - около 1300 километров, длина линий - около 600 километров.

Власти Москвы намерены ликвидировать троллейбус в Москве под различными предлогами. Говорится об изношенность линий, плохой манёвренности, «визуальном загрязнении» проводами.

«Пока все структуры московского правительства, которые имеют к этому отношение - я имею в виду Дептранс, департамент благоустройства и ЖКХ, департамент капремонта, - не представили простую информацию: насколько контактная сеть и энергетическое хозяйство изношены, - сообщил «Парламентской газете» Константин Трофименко. - На мой взгляд, именно это является ключевым вопросом. В целом, если мы берём новый троллейбус и новый автобус, не подвижной состав, а линии, то троллейбусные маршруты обходятся, конечно, дешевле. Но если при этом тяговая подстанция не ремонтировалась с 1960-х годов, корродирована и имеет огромные энергопотери, то, вероятно, дешевле снять электротранспорт и эксплуатировать автобус, а в будущем - электробус, при наличии сети зарядок. Но это не политика, это не предмет общественно-урбанистической дискуссии. С моей точки зрения, это исключительно технико-экономическое обоснование. Но почему-то эти простые данные не сообщаются».

Но есть и ещё одна проблема.

«Для кого-то Москва - это город возможностей, но для кого-то - это дом. И именно такие важные детали, с которыми связаны воспоминания многих поколений, делают город домом, придают ему неповторимое лицо, - пишет в комментариях к петиции московским властям о сохранении московского троллейбуса на сайте www.change.org москвичка Александра Юрданова. Четыре холодные стены становятся домом, когда они заполняются важными мелочами - отметки роста ребёнка на дверном откосе, сувениры из поездок, любимая чашка. Это ваши воспоминания. Так и «букашка» (так называют маршрут троллейбуса «Б» на Садовом кольце. - Ред.), важный символ, то, что делает просто город - Москвой, воспоминания многих поколений. Я не хочу жить в безликом гостиничном номере. Оставьте в покое «букашку».

Главный герой - хипстер на самокате

Несколько лет назад в Москве всё началось с реорганизации парков. ЦПКиО, парк «Сокольники», ряд других преобразили, провели бесплатный Wi-Fi и сделали зоны для чтения с удобными диванами. При этом, например из парка «Сокольники», убрали практически все кафе, под видом борьбы с некачественной едой. Это, конечно же, вызвало повышение цен в оставшихся точках. Теперь в парке несколько современных точек общественного питания с пледами и стоимостью блюд как в дорогом ресторане в центре города, и одна, чудом уцелевшая шашлычная, где очередь к заветному окошку с весьма посредственными шашлыками может стоять и час, и полтора.

Много вопросов у горожан к реконструкции Старого Арбата, откуда метлой погнали художников и музыкантов, превратив символ города в обычную улицу. Качели на Триумфальной площади, которые неплохо смотрелись бы на пляже в Гаграх или Сухуми, большую часть года укрыты снегом. Хит последних дней - площадка с железными чёрными стульями в Северном Чертанове с видом на Варшавское шоссе. Пользователи в Сети уже обозвали её «уголок некроманта». Список можно продолжить.

«Я вижу, что реконструкцию центра Москвы - работу с зелёными насаждениями, организацию движения транспорта - осуществляют непрофессионалы, - убеждён первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов. - Я пешком хожу на работу в Государственную Думу по центру и прекрасно вижу, что по этим велодорожкам никто не ездит большую часть года. И даже в сезон вряд ли по центру Москвы будет активное велосипедное движение. Какие-то мальчики куда-то поехали, что-то посмотрели в благополучной Европе и пытаются этот опыт перетащить сюда. Когда в город придут профессионалы, это всё будет убрано, я считаю».

По мнению члена Общественной палаты России Георгия Фёдорова, бездумная реконструкция убьёт дух столицы.

«Тот же троллейбус является символом Москвы, в своё время, помню, таким же образом из центра убрали все трамваи и таким же образом ухудшили доступность общественного транспорта, - пояснил он «Парламентской газете». - Если троллейбусы уберут, это может испортить Москву, сделать из неё безликий, пустой, мёртвый город. Конечно, в Москве много сделано в последнее время, но все эти новвоведения могут «убить» столицу - и особенная, волшебная Москва превратится в среднестатистический европейский город без лица и традиций».

Активный и пассивный гражданин

Проекты благоустройства центральных улиц Москвы по программе «Моя улица» одобрены горожанами в ходе голосования на портале «Активный гражданин». По данным московских властей, опросы по программе «Моя улица» остаются одними из наиболее популярных на этом портале.

«Критики проекта «Активный гражданин» замечают, что, несмотря на все его преимущества, люди-то на нём выбирают из нескольких, заранее предложенных им решений, - пояснил Дмитрий Волков. - Красные или синие должны быть скамейки? Однако сам факт установки скамеек уже не обсуждается, - говорит Дмитрий Волков. - Откровенно признаюсь. Мне нравится, как хорошеет Москва. С эстетической точки зрения. Но объясните, почему то же самое нельзя делать, соблюдая букву и дух федерального законодательства. Я не могу взять в толк, почему нельзя выстроить диалог с обществом в полноформатном, а не умело усечённом режиме.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Агеева, доверять опросам, которые проводят московские власти, нужно с оглядкой.

«У нас много чего утверждалось, мы Генплан очень долго утверждали, тоже было много вопросов, - говорит законодатель. - Там этого нет, этой реконструкции, этот пункт туда не входил. Сейчас всё абсолютно проходит без обсуждения с жителями, абсолютно волюнтаристкими методами. Даже если они (власти Москвы. - Ред.) и делают подобие честного голосования, то есть подозрение, что там сидят специальные люди, которые специально накручивают эти счётчики. Уже много на эту тему было расследований. Я направил запросы во все муниципальные образования ЦАО Москвы, чтобы местные чиновники дали оценку предстоящему благоустройству. Результатами поделюсь с «Парламентской газетой».

Справка

Спецпроект «Моя улица» стартовал 29 июля 2014 года с подписания распоряжения №397-РП О разработке подпрограммы «Благоустройство улиц и городских общественных пространств «Моя улица» на 2015-2018 годы». Фактически речь идёт об одном из крупнейших градостроительных проектов Москвы. Только в 2016 году планируется реконструировать более 50 улиц. И примерно столько же уже реконструировано в 2015 году. Увидеть, как они будут выглядеть, можно уже сейчас в спецпроекте «Моя улица». Он объединил всю информацию о новом этапе программы. В адресном перечне можно узнать, что конкретно изменится на каждой улице: где расширят тротуар, посадят деревья, заменят фонари, перенесут все коммуникации под землю, сделают остановки с электронным табло, бесплатным Wi-Fi и USB-портами для зарядки мобильных. На страницах опубликованы фотографии до ремонта и подробное описание проектов. Примером может стать Тверская улицы - её сузят для автомобилистов, расширят для пешеходов, вернут на тротуары 86 послевоенных лип и уберут троллейбусы. Отдельной гордостью является привлечение «лучших архитекторов Росси и Европы», как говорится в информационных сообщениях, равно как участие москвичей в выборе архитектурных решений через платформу «Активный гражданин».

Что будет на Тверской после реконструкции

Удобные остановки общественного транспорта

Новые остановки будут оборудованы комфортными деревянными сиденьями, электронным табло с расписанием, бесплатным Wi-Fi и USB-портами для зарядки мобильных устройств.

Безопасные пешеходные переходы

Для удобства передвижения пешеходов с колясками и маломобильных групп граждан в примыкающих переулках переходы будут сделаны в один уровень с тротуаром. На Страстном бульваре появятся новые наземные переходы с островками безопасности.

Организация парковок такси

Благодаря эффективной организации пространства на улице появятся стоянки такси перед зданиями Театра имени Ермоловой, Центрального телеграфа, Камергерским переулком и другими ключевыми объектами улицы.

По информации Департамента градостроительной политики города Москвы

В настоящее время троллейбус эксплуатируется в Австрии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Литве, Грузии, Молдавии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и в Эстонии.


Просмотров 3047

31.03.2016

Популярно в соцсетях