Прекратить кошмар на дорогах

Как это сделать, Владимир Путин рассказал на заседании президиума Госсовета в Ярославле

Тему безопасности дорожного движения однажды уже обсуждали на заседании президиума Госсовета. Было это больше 10 лет назад — в 2005 году. За это время на дорогах погибли больше 350 тысяч человек. Несмотря на то что кривая аварийности в последние годы снижается, проблемы пока что остаются. Чтобы обсудить их, члены президиума Госсовета съехались в Ярославль, а глава государства прилетел туда же на вертолёте.

Говоря о жертвах аварий, Владимир Путин подчеркнул, что «это население достаточно приличного города, страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать». Более трёх миллионов человек в результате ДТП получили ранения. Президент сказал, «абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям».

Воз законопроектов застрял в Правительстве

Однако не только водители виноваты в совершении ДТП. Досталось и чиновникам. Президент напомнил, что в августе Правительство утвердило соответствующий план мероприятий, в котором в том числе было намечено внести в Государственную Думу 13 законопроектов. «Однако все сроки были нарушены, в Госдуме сейчас всего один законопроект, остальные всё ещё проходят согласование в Правительстве», — констатировал Владимир Путин и попросил тех, кому была поручена подготовка этих документов «внести их в парламент с тем, чтобы они, как и было запланировано, были приняты в весеннюю сессию этого года».

По мнению первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, лидера партии «Автомобильная Россия», члена рабочей группы по подготовке заседания президиума Госсовета Вячеслава Лысакова, содержание этих законопроектов станет известно позже. «После того как будут даны конкретные поручения президента, после того как они будут сформулированы, станет понятно, в каком направлении будет Правительство двигаться. Сейчас пока говорить о деталях рано», — сказал депутат «Парламентской газете».

«Процесс согласования законопроектов в Правительстве часто затягивается, — пояснил член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, начальник ГАИ-ГИБДД МВД России в 1990—2002 годы Владимир Фёдоров. — Я неоднократно предлагал Правительству, чтобы сенаторы и депутаты активнее подключались к этой работе. К сожалению, пока «повисло» наше предложение запретить регистрацию грузовиков и автобусов за физическими лицами… Ещё одно мое предложение касалось ограничения движения транспортных средств в городе до 50 километров в час. Вроде бы все «за», но воз и ныне там».

Вежливость не под страхом наказания

Ключевой задачей Владимир Путин назвал в ходе заседания президиума Госсовета «воспитание культуры вождения, а это — строгое исполнение правил дорожного движения, следование нормам грамотного, дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности и за свою жизнь, и за жизнь своих близких, за безопасность других участников движения». Президент пояснил, что «воспитание такой культуры — это процесс длительный, поэтому он должен идти параллельно с ужесточением наказаний за нарушения».

В Государственной Думе тут же предложили увеличить с полутора до пяти тысяч рублей штрафы для автомобилистов, которые не пропускают пешеходов на переходе. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета по транспорту Михаил Брячак. По его словам, большинство случаев наездов на пешеходов происходит именно на переходах. А это значит, что «ответственность водителей в рублёвом эквиваленте надо повышать».

Такую точку зрения не разделяет Вячеслав Лысаков. «Заседание президиума Госсовета вовсе не предполагает, что нужно срочно сейчас увеличивать штрафы по всем составам административных правонарушений. У нас сейчас всё достаточно сбалансировано, мы и так увеличили штрафы по ряду составов, вплоть до уголовной ответственности за пьяную езду. И есть динамика за 2015 год, которая показывает, что число ДТП пошло на снижение. Нужно эту тенденцию усилить, но не кавалерийским наскоком, граждане этого не поймут», — говорит законодатель.

Он убежден, что необходимо продумать комплекс мер воспитательного, просветительского характера, «в том числе это наверняка и социальная реклама, которая на центральных каналах вообще отсутствует, соответствующие школьные программы».

«Насколько я отслеживаю общемировые тенденции в организации дорожного движения, ни одна страна в мире начиная с 1970-х годов не уменьшила санкции для нарушителей ПДД. Ни одна! Поэтому везде воспитывали и воспитывают одним путём — ужесточением наказания», — убеждён Владимир Фёдоров.

Он также считает, что ещё один путь повышения культуры водителей — их принудительное обучение, повышение квалификации. «Многие ведь нарушают из-за того, что иногда не знают и правил дорожного движения. В советское время был хороший опыт, который потом даже англичане взяли на вооружение — когда нарушителей направляли на дополнительное обучение и проверку правил ПДД. В той же Великобритании, если ты сходил, прошёл обучение, заплатил за это деньги, то тебе штрафные баллы могут и снизить», — привёл пример сенатор.

Есть и третий путь — убеждён координатор общества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов — небольшие штрафы, но неотвратимость наказания за нарушение ПДД. «Для этого необходима «работающая» система контроля. Сейчас же в России получается достаточно странная ситуация, когда размер штрафа достаточно высокий, а система контроля хромает. В результате мы получаем ситуацию, когда водитель один раз нарушает, второй раз нарушает, двухсотый раз нарушает, а на двухсот первый —  влетает «по полной». Какая цель? Если цель — месть водителю за нарушение, то тогда такая логика работает. Если цель перевоспитать водителя, изменить его поведение, то такой подход не работает. Например, в Москве сейчас почти никто не ездит с превышением скорости. Даже ночью, даже на пустых дорогах. Почему? Потому что в столице отличная система контроля за соблюдением скоростного режима. 800 камер, которые установлены на дорогах города, отлично со своей работой справляются.  Несмотря на то что штраф не очень значительный — 500 рублей, а если заплатить быстро, то и половина этой суммы, всё равно желающих получить штраф за превышение становится всё меньше. Этот опыт нужно перенести на всю страну».

Карманные правоохранители не спасут

Не в первый раз во время обсуждения проблем безопасности дорожного движения звучит тема разделения функций ГИБДД и местных властей в части контроля водителей. «Сейчас только на выставке заммэра Москвы изложил просьбу, которая в последнее время звучит и от других руководителей ряда субъектов Федерации, — сказал Владимир Путин. — А именно: рассмотреть вопрос о передаче им части полномочий по администрированию штрафов за нарушение правил дорожного движения».

«Вопрос в том, что господин заммэра Москвы подразумевал под администрированием штрафов? — удивился Владимир Фёдоров. — Сегодня все штрафы идут в местные бюджеты. Если говорить об администрировании как о взыскании штрафов, то сегодня этим занимаются судебные приставы. Если он имел в виду передачу части функций по наказанию, как это уже сделано в Москве по двум составам КоАП, то это не администрирование, а, извините меня, дублирование функций правоохранительной системы, получается. Я, например, против».

Представитель палаты регионов пояснил, что таким образом речь идёт, по сути, о создании местечковой правоохранительной структуры, не подчинённой единому федеральному руководству в лице министра внутренних дел.

«Получается, что это «карманные» правоохранители конкретного субъекта федерации, — возмутился законодатель. — На мой взгляд, здесь нужно ставить вопрос по-другому — либо создавать муниципальную милицию, но чтобы эти люди также принимали присягу как сотрудники правоохранительных органов, но финансировались из местного бюджета. Второй вариант, как это было до принятия Закона «О полиции», чтобы правоохранители финансировались из двух бюджетов — из государственного и из местного».

Ещё одна беда — дороги

По данным ГИБДД, ежегодно в местах совершения свыше 35 процентов ДТП происходит из-за отвратительных российских дорог. На федеральных трассах в 2015 году более 22 тысяч дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, в которых более 6 тысяч человек погибли и 32 тысячи получили ранения различной тяжести. Однако большинство дорожно-транспортных происшествий происходит на региональных и местных дорогах. Доля автомобильных дорог в регионах, которые не отвечают нормативным требованиям, по состоянию на 1 января 2016 года, составляет почти 63 процента.

По мнению министра транспорта Максима Соколова, главная причина плохого состояния трасс, а значит, и аварийности — в недофинансировании дорожного хозяйства. Чиновник сказал, из-за чего это происходит. По его мнению, виной тому снижение доходов от акцизов на нефтепродукты, а также использование средств дорожных фондов на цели, которые прямо не связаны с финансированием дорожного хозяйства. Максим Соколов заявил, что требование расходовать средства дорожных фондов исключительно на дорожные цели нуждается в законодательном закреплении. «Поэтому в подготовленный Минтрансом проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс включена норма о необходимости доведения объёма регионального дорожного фонда до размера фактически полученных доходов от акцизов и транспортного налога, а также величины межбюджетных трансфертов», — сказал глава Минтранса.

«Транспортный налог — самый несправедливый вид дорожных поборов. Его могут собирать в одном регионе, а налогоплательщик при этом ездит по дорогам другого региона — и изнашивает их. Или вовсе не ездит, потому что его авто, к примеру, зимой стоит в гараже», — убеждён член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Игорь Лебедев (фракция ЛДПР). Об этом законодатель написал в своём блоге.

Напомним, ранее законопроект об отмене транспортного налога, предложенный депутатами фракции ЛДПР, был не поддержан Правительством. «При этом все помнят: Президент РФ прямо указал, что транспортный налог следует отменить — как минимум для большегрузов. Поэтому отказ от нашего законопроекта выглядит прямым саботажем. Но Минфин и Минтранс нашли компромиссный вариант: платежи по «Платону» засчитывать в счёт транспортного налога», — убеждён Игорь Лебедев. — Нам отвечают по поводу транспортного налога: мол, если его отменить, то не хватит денег для дорожных фондов. Причем цитирую: «Источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Федерации не определены». Так определите! Акциз на топливо, чем не источник компенсации и транспортного налога, и покилометровых сборов?»


Просмотров 1676

15.03.2016

Популярно в соцсетях