Карен Шахназаров: Главный критерий качества фильма — его долголетие

Знаменитый режиссёр поделился в Госдуме своими мыслями о тенденциях в кинематографе и предсказал конец читающей цивилизации

Чтобы занять достойное место в мировой киноиндустрии, России надо ежегодно выпускать около тысячи фильмов, как это делают Индия и США. Но пока наши режиссёры снимают 80 фильмов в год. О том, как повысить производительность и рентабельность отечественного кинематографа, рассказал кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист России Карен Шахназаров в Госдуме на лекции, приуроченной к Году российского кино.

«Мы не понимаем значение кино в нашей жизни»

Внимание к проблемам российского кинематографа должно быть преобразовано в конкретные шаги, которые помогут ему развиваться. «Мы много говорим о кино и любим его, но есть ощущение, что до конца не понимаем огромное значение, которое имеет кино в нашей жизни», — сказал Шахназаров. Он считает, что «читающая цивилизация» заканчивается. С одной стороны, это плохо, но с другой стороны, у кинематографа появляются новые возможности, так как люди проявляют всё больше интереса к визуальному жанру. Раньше в метро, в самолётах, поездах, на пляже все сидели с книгами, а сейчас все смотрят кино. В советское время, чтобы посмотреть фильм, надо было идти в кинотеатр. По телевизору показывали мало картин — это было настоящим событием. «А сегодня весь мир смотрит фильмы, и это требует колоссального количества кинопродукции», — говорит Карен Шахназаров.

Но если американцы и индийцы делают больше тысячи фильмов в год, во Франции в прошлом году вышло 400 картин, то в России — 80. Для страны со 140-миллионным населением это очень мало. «Сделать по-настоящему хорошую картину сложно, — рассуждает Шахназаров. — Если в стране есть индустрия и она работает, вероятность появления хороших фильмов гораздо более основательна, чем если страна делает небольшое количество картин». Он напомнил, что Советский Союз выпускал около 300 фильмов ежегодно.

Элитное кино не интересно массовому зрителю

Ещё одна важная тенденция мирового кинематографа состоит в разделении кино на массовое и элитное. Эта тенденция появилась 20-30 лет назад. То, что сейчас называется «артхаусом», в своё время снимал Федерико Феллини. Широкий зритель понимал эти фильмы, они шли в обычных кинотеатрах, так же как фильмы Андрея Тарковского или Жан-Люка Годара. Сейчас такие картины показывают в специализированных кинотеатрах, хотя они и получают различные награды. Разделение кино на массовое и элитное — это сознательная политика. Это феномен современного кинематографа, вызванный падением общего уровня образования, считает Шахназаров. Зритель перестал понимать «сложные» фильмы.

Карен Шахназаров уверен, что система ЕГЭ погубила российское образование: «Пару раз я вёл курс во ВГИКе и был поражён. Люди приходят изучать режиссуру и не знают Толстого, Чехова, не слышали о Феллини. В Советском Союзе был дефицит книг и информации, мы многое не видели и не могли прочитать. Но поразительно, что студенты, приезжавшие из какого-нибудь алтайского села, знали всё». Сегодня снижение уровня образования приводит к непониманию как между режиссёром и актёрами, так и между режиссёром и зрителем. Если артист читал Оноре де Бальзака, ему можно объяснить, что в этом фильме надо быть Растиньяком (герой романа «Отец Горио». — Ред.). А если человек не читал Бальзака, ему придётся долго объяснять, что и как. «Мы сталкиваемся с проблемой крайней необразованности молодёжи, — сетует Шахназаров. — При нынешней системе образования молодые люди не могут получить того, что получало наше поколение. В итоге всё сводится к снижению качества кино, его приходится делать проще, понятнее, примитивнее».

Советский режиссёр был более творческим, чем российский

 

Российский режиссёр сегодня думает, как найти денег, чтобы снять фильм. А советский режиссёр искал тот материал, который ему хотелось снять, и надеялся, что сценарий пройдёт цензуру. «Выходит, что советский режиссёр был более творческой фигурой, чем российский», — говорит Карен Шахназаров. По его словам, парадокс состоит в том, что советское кино, которое снималось в социалистической стране с плановым хозяйством, было рентабельно. А российское кино, которое снимается в условиях рынка, — нерентабельно. В советское время режиссёры не работали в убыток и приносили стране серьёзную прибыль.

Шахназаров уверен, что нужно вернуть единый центр управления кино — по примеру советского Госкино. Должна быть единая организация, которая занимается развитием кинематографа, разработкой технологий, созданием системы, при которой кинематограф будет самоокупаться.

Многое зависит от сценария

Карен Шахназаров снял шесть фильмов в советское время и хорошо знает прежнюю систему работы со сценарием. «В СССР система отбора сценариев была более правильной и продуктивной, чем сейчас. Это была система, во многом заимствованная из Голливуда». В советское время, как и сейчас в Голливуде, было несколько вариантов сценариев, тексты тщательно редактировали. Сегодня такой практики нет, и это сказывается на том, что появляется на экранах.

Интересно, что на американское кино работает литература. Любой писатель в США пишет книгу с таким расчётом, что в идеале она будет экранизирована. Огромное количество идей приходит в американское кино из литературы. «Обилие работающих в этом бизнесе подразумевает, что появляются действительно интересные вещи», — говорит Шахназаров.

Отвечая на вопрос о западных веяниях в кинематографе, Карен Шахназаров сказал, что хорошим фильмом может стать и коммерческий проект, и драма, и комедия: «На мой взгляд, наилучший результат получается там, где человек вкладывает душу». Например, Леонид Гайдай делал лёгкие эксцентрические комедии, которые до сих пор пользуются успехом. Он действительно вкладывал душу в свои фильмы, и зрители это чувствуют.

По словам режиссёра, главный критерий качества фильма — его долголетие. «Есть фильмы, которые живут долгое время, двадцать, тридцать, сорок лет, — и это самый верный признак, что человек в них вложил что-то важное», — считает режиссёр.

Справка

Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. В кино дебютировал в 1979 году с картиной «Добряки», а в 1983 году стал знаменитым благодаря фильму «Мы из джаза». Режиссёр фильмов «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца», «Американская дочь», «Палата №6». С 1998 года возглавляет киноконцерн «Мосфильм». Женат, трое детей.


Просмотров 1985

10.03.2016

Популярно в соцсетях