Владимир Хотиненко: Нет страны интереснее России

Кинорежиссёр поделился в Госдуме своими взглядами на российскую действительность и рассказал о перспективах кинематографа

В Год кино важно не просто проводить праздничные мероприятия, но и закладывать фундамент для развития российского кинематографа. Самое важное при этом — изменить отношение к нашим фильмам и дать дорогу молодым режиссёрам. Об этом говорил кинорежиссёр, народный артист Владимир Хотиненко на лекции в Государственной Думе.

Даже дешёвое кино — дорогое удовольствие

Российский кинематограф поддерживается государством, но весь бюджет нашего кино равен бюджету одного-двух американских блокбастеров. «Поэтому когда мы говорим о конкуренции, надо трезво относиться к финансовым возможностям», — сказал режиссёр. Российским зрителям нужны и блокбастеры, и элитарное кино. Наши фильмы показывают на международных фестивалях, и они получают заслуженные награды. «Даже дешёвое кино — всё равно дорогое удовольствие, очень затратное дело», — утверждает Владимир Хотиненко. Так что режиссёрам приходится «крутиться» и доставать деньги.

Другое дело, что кинематограф за последние десятилетия сильно изменился. Раньше он был местом небожителей, и, чтобы добраться до экрана, актёрам и режиссёрам требовались большие усилия. Сейчас «время богов» прошло, и пробиться стало проще. Что касается качества кино и стоимости съёмок, уже есть фильмы, снятые на мобильный телефон. Но задачи кинематографа остаются теми же — не только развлекать, но и воспитывать нравственные ценности, давать пищу для размышлений.

Настало время сеять

По словам Владимира Хотиненко, в России сложилось негативное отношение к отечественному кино. «Наш фильм ещё не видели, а уже говорят, что это барахло, и смотреть его не надо, — рассуждал режиссёр. — Американскому кино прощают всякую «лабуду», а к нашему относятся гораздо строже». У этого подхода чисто психологические причины, и стереотипы надо изменить. Поломать эту схему может только большое количество дебютов, считает Хотиненко.

В России в год делается 100 фильмов, это мало. А дебютов совсем немного. Хотиненко предложил устроить год дебютов талантливых молодых режиссёров, чтобы обеспечить заинтересованность молодёжи в обсуждении новых фильмов. В Год кино этого уже не успеть, но можно сделать в последующие годы. Такая стратегия поможет повысить интерес к отечественному кинематографу. Режиссёр считает, что Год кино — «время сеять», создавать основу для дальнейшего развития кинематографа. Именно на этом нужно сосредоточиться.

Кстати, в России есть регион, где смотрят только отечественные фильмы — это Якутия. Есть так называемый «якутский феномен»: в республике умудряются за небольшие деньги снимать фильмы и показывать их в кинотеатрах. Таким образом, там образовалась микрокиноиндустрия. «Если бы у нас что-то эдакое произошло, это бы поменяло не только кино, но и всю картину российского мира», — уверен Хотиненко.

Российские просторы определяют мироощущение

В Год кино надо, безусловно, повышать уровень патриотизма. Хотиненко много снимал о «смутном времени» в России, и считает, что в нашей стране это перманентный процесс. Нет у режиссёра однозначного ответа на вопрос, что такое Россия и кто герой нашего времени. Герой не может быть положительным во всех отношениях, не должно быть и «жупельного» патриотизма, считает Хотиненко. Общаясь с режиссёром в ходе лекции, студенты обратили внимание, что американцы в своих фильмах пропагандируют Америку, формируя стереотипы об её особом пути и, в то же время, об отсталости других стран. В последнее время всё больше нападок на Россию и русских. Может, надо ответить тем же? Владимир Хотиненко ответил, что пропаганда — это не так уж безобидно. Но бороться с антироссийской пропагандой напрямую совершенно бессмысленно. «Американцы просто делают своё дело. Нам бы научиться делать своё, и всё будет хорошо», — считает режиссёр.

Владимир Хотиненко рассказал, что много путешествует, повидал мир и может с уверенностью сказать, что интереснее России страны нет. «Если вы хотите жить интересно, надо жить в России, — считает он. — Хотя и спокойные места можно найти на этих просторах». По его словам, огромная территория нашей страны определяет психологию и мироощущение россиян. «Это та батарейка, от которой мы подпитываемся», — сказал депутат.

Справка

Владимир Хотиненко родился в 1952 году. В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Никиты Михалкова). Режиссёрским дебютом Хотиненко стал фильм «Один и без оружия» (в соавторстве с Павлом Фаттахудиновым), снятый в 1984 году. Среди известных картин мастера — фильмы «Зеркало для героя» (1987), «Макаров» (1993), «Мусульманин» (1995), «72 метра» (2003), «Гибель империи» (2004), «Бесы» (2014).


Просмотров 1181

28.02.2016

Популярно в соцсетях