Сможет ли «Оскар» без космоса?

Российский мультфильм номинирован на самую престижную кинопремию

Сможет ли «Оскар» без космоса?

Кадр из мультфильма

В воскресенье, 28 февраля, мы узнаем, получит ли «Оскара» российский мультфильм «Мы не можем жить без космоса». Это уже вторая номинация для его автора Константина Бронзита — в первый раз, в 2009 году, он, увы, остался без статуэтки. И теперь старательно делает вид, что не волнуется: мол, две номинации — уже хороший результат, подтверждение уровня, свидетельство того, что первый раз не был случайностью.

Свой фильм Бронзит делал пять лет

Зато на петербургской студии «Мельница», где трудится мультипликатор, не скрывают переживания. В холле — огромные фотографии: вот Бронзит с Сильвестром Сталлоне, вот он с Леонардо Ди Каприо. За новостями из Лос-Анджелеса следят пристально — как принимают российский мультфильм, что говорят. 

- «Оскар» — это лотерея, — вздохнула администратор студии Анастасия.

Перед отъездом в Америку Константин устроил коллегам показ всех мультфильмов-номинантов, чтобы они смогли оценить конкурентов и прикинуть шансы.

- По качеству мультипликации на высоком уровне только студия «Пиксар», — рассказала Анастасия. — Но по истории с нами могут потягаться только чилийцы. Критерии «Оскара» мы знаем и делали фильм с их учётом.

«Мы не можем жить без космоса» Бронзит делал пять лет: несколько раз менял анимацию, отшлифовывал образы героев, скрупулёзно вырисовывал детали. Всё делал сам, даже шумы озвучивал, хотя на студии для этого есть отдельный артист. Но Константин лично скрипел пружинами, стучал палками и камнями, шкрябал железкой по кафелю, имитируя звук шпателя.

Между тем «Мельница» живёт своей жизнью. Ведь «Мы не можем жить без космоса» — скорее исключение, чем правило: студия в основном делает коммерческие мультфильмы, рекламные ролики, в общем, зарабатывает деньги.

- Для души, для фестивалей у нас работает только Бронзит, — призналась Анастасия. — А всего на студии около четырёхсот человек трудится.

На других российских мультстудиях — так же. Ради искусства там работают редко, а если продюсеры кому-то и дают это делать, то лишь признанным мастерам.

- Я иногда вижу хорошие работы, — рассказал Константин Бронзит. — Но не скажу, что часто. Правда, у меня завышенные требования, очень задрана планка, меня трудно убедить. Но иногда случается.

- Значит, ещё будут у нас «Оскары»?

- Ну как это можно прогнозировать? И потом, работы хорошие, но к «Оскару» это отношения не имеет.

- А что нужно, чтобы произведения искусства у мультипликаторов выходили чаще? Финансирование поможет?

- Деньги? Ну кому-то, может, и помогут, а кому-то нет, — уклончиво ответил Бронзит.

- Не помогут, — оказались более откровенны сотрудники «Мельницы».

И объяснили: сколько бы ни давало государство на съёмки, сколько бы ни зарабатывали в прокате даже самые успешные мультфильмы, зарплата рядовых мультипликаторов не меняется. А получают они немного.

- Все студии обложены разными структурами, которые занимаются прокатом, продвижением, продюсированием, ещё чем-то. Все деньги остаются там. До нас, кто всё придумывает, кто рисует, анимирует, кто делает мультфильмы, ничего не доходит. Государство станет финансировать? Ещё десять продюсеров почуют, что на этом можно заработать, откроют свои студии. Мультфильмов станет больше, только на качестве это не отразится.

- А как же переход количества в качество?

- Перейдёт. Но не в нашей жизни.

«Мы хотим снимать хорошие сказки, а продюсеры хотят прибыль» 

Мы сидели в зоне отдыха — такие есть на каждом из трёх этажей студии. Любой сотрудник может там попить чай, кофе, поболтать — трудовой дисциплиной художников не очень напрягают, главное, чтобы работа была сдана в срок. Так что народ в креслах и на диванчиках менялся, но говорили ребята и девушки примерно одно и то же:

- Продюсеров, которые понимают, что такое мультфильм, мало. В основном это люди из кино, из рекламы, из музыкальных клипов. Они не знают, что мультфильм — это долго. И что главное в нём — история. Если история слабая, что хочешь делай, успеха не будет. «Пиксар» сочиняет историю два-три года, прорабатывает все детали, все нюансы! И только потом там садятся рисовать. А у нас ещё характеров нет, а мы уже начинаем рисовать, чтобы поскорей затраты отбить. Потом характер надо изменить — а это всегда случается, и не по одному разу, — и вся работа идёт в корзину, рисуем заново. «Пиксар» делает полный метр за пять лет, мы каждый год штампуем то «Богатырей», то «Ивана-царевича».

- Разве они плохи?

- Могли бы быть и лучше. Понимаете, мы сделали удачную работу, продюсеры увидели, что это цепляет — и дальше мы делаем серию за серией на тех же приёмах. Это что, творчество? Мы хотим снимать хорошие детские сказки, а продюсеры хотят прибыль, это разные задачи.

- Ну а «Мы не можем жить без космоса»? Он разве плох?

- Да он шикарный, Бронзит — гений! Это настоящее искусство. Но вы «Космос» в прокате представляете? Сколько он соберёт? На нём денег не заработать, поэтому такие работы — исключение, а не правило. Вот мы сделали «Крепость». Видели? Отличный мультфильм, советуем. Но на такое вряд ли кто ещё раз решится — затраты были огромные, а денег он не собрал.

- Неужели никому не хочется снимать шедевры?

- Снимают, но редко. На «Союзмультфильме» уже лет 15 делают «Гофманиану». Там такие куклы, такие декорации — фантастика! Но мы уже устали ждать, когда фильм выйдет, очень хочется посмотреть, что получилось. Понимаете, в России умеют снимать и хотят снимать шедевры. Но дают это делать нечасто. Скорее хороший мультфильм сделаешь дома, «на коленке», благо техника теперь позволяет.

- В то, что «Оскар» будет наш, верите?

- Надеемся.

А вот Константин Бронзит, чтобы потом не расстраиваться, сулит себе проигрыш.

- Считайте, что я уже знаю — «Оскар» получат чилийцы, — сказал режиссёр. — Мы сейчас все вместе в туре, и я вижу, как их «Медвежью историю» принимают. Она всем нравится.

Основные претенденты на премию «Оскар» 2016 года

Номинация «Лучший фильм»

 «Шпионский мост», «Безумный Макс: дорога ярости», «Выживший», «В центре внимания», «Игра на понижение», «Марсианин», «Комната», «Бруклин».

Номинация «Лучший актёр»

Эдди Редмейн («Девушка из Дании»), Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), Брайан Крэнстон («Трумбо»), Мэтт Дэймон («Марсианин»), Леонардо ди Каприо («Выживший»).

Номинация «Лучшая актриса»

Бри Ларсон («Комната»), Шарлотта Рэмплинг («45 лет»), Кейт Бланшетт («Кэрол»), Сирша Ронан («Бруклин»), Дженнифер Лоуренс («Джой»).

Номинация «Лучший режиссёр»

Алехандро Иньярриту («Выживший»), Джордж Миллер («Безумный Макс»), Адам Маккей («Игра на понижение»), Ленни Абрахамсон («Комната»), Том Маккарти («В центре внимания»).

Номинация «Лучший короткометражный анимационный фильм»

«Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита (Россия) , «Медвежья история» Габриеля Осорио (Чили),  «Пролог» Ричарда Уильямса (Великобритания), «Санджай и его команда» Санджая Пателя (США), «Мир будущего» Дона Хатцвфельда (США).


Просмотров 1720

27.02.2016

Популярно в соцсетях