Денег на учебники в бюджете не нашли

Обязанность обеспечивать ими школьников останется на регионах

Комитет Госдумы по образованию не поддержал законопроект, предусматривающий новый порядок закупки учебников. Предложение переложить столь ощутимое финансовое бремя с региональных бюджетов на федеральный депутаты сочли нелогичным и несвоевременным. В то же время представители регионов утверждают: проблемы с обеспечением школьников учебными пособиями в отдельных субъектах Федерации стоят довольно остро.

Намерения были благими

«Разработать этот законопроект пришлось после того, как руководство Удмуртской Республики сообщило: в связи с переходом на новые стандарты образования им необходимо срочно закупить учебники для начальных классов. На это нужно 250 миллионов рублей. Но таких денег в бюджете региона просто нет», — рассказал один из авторов документа, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов. По словам депутата, нет в регионе денег и на то, чтобы обеспечить учебниками всех школьников: в настоящее время бесплатно учебные пособия в Удмуртии выдаются только детям из малообеспеченных семей. Всем остальным приходится их покупать самостоятельно.

В связи с этим, по мнению парламентария, было бы логично перенести эти расходы в бюджет федеральный, а обязанность обеспечивать школы учебниками возложить на федеральные органы власти. Такое решение не только увеличит шансы школьников на получение всех необходимых учебных пособий, но и позволит сэкономить деньги. «При централизованной закупке учебников для всех регионов расходы на эти нужды снизятся, в том числе за счёт того, что типографии и издательства, получающие настолько крупные заказы, уменьшат собственные расходы на производство учебников, а это не сможет не сказаться на их цене», — отметил депутат.

Тем не менее дополнительная нагрузка на федеральный бюджет при воплощении положений законопроекта в жизнь окажется весьма ощутимой. «По экспертной оценке, стоимость комплекта учебников и учебных пособий для реализации обязательной части основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования составляет 9800 рублей. В России в общеобразовательных организациях учится 13 783 тысячи человек. Таким образом, единовременная стоимость приобретения указанных учебников и учебных пособий составит в целом около 135 миллиардов рублей», — указано в финансово-экономическом обосновании законопроекта. «Хорошая новость» в данном случае заключается в том, что срок эксплуатации учебников составляет в среднем четыре года. «Так что реальные затраты на реализацию этого законопроекта составят 33,8 миллиарда рублей в год», — пояснили авторы.

Есть проблемы поважнее

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Ирины Мануйловой, парламентарии периодически слышат отдельные жалобы на проблемы с обеспеченностью школ учебниками: по данным Высшей школы экономики, только три региона выделяют финансирование, достаточное для того, чтобы выполнить норматив на учебные расходы. Депутат Законодательного собрания Республики Карелия Эмилия Слабунова напомнила: требование к школам «любой ценой» обеспечить детей учебниками при нехватке средств уже приводило к тому, что урезались все прочие расходы, в том числе фонд оплаты труда.

Тем не менее назвать проблему с учебниками массовой нельзя, решили депутаты. И отказались возложить дополнительную нагрузку на федеральный бюджет. «Где взять такие деньги? — поинтересовался председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. — Грубо говоря, забрать у вузов? При нынешнем мобильном курсе у нас и так бюджеты всех федеральных вузов примерно равны бюджету одного Гарвардского университета. Предлагаете, чтобы они стали меньше, чем у Гарвардского университета?»

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова напомнила, что в системе школьного образования есть намного более важные проблемы, требующие немедленного решения. «Недавно с тяжёлыми боями удалось заложить в федеральный бюджет 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, — пояснила она. — Вопрос, связанный с отказом от вторых и третьих смен, с переводом детей из аварийных зданий, намного более экстренный, чем вопрос с учебниками».

Просмотров 2125

16.02.2016 18:11