Угон без цели хищения

За незаконную эвакуацию авто может быть введена уголовная ответственность

Угон без цели хищения

Фото Владимира Афанасьева

В подготовленном либерал-демократами законопроекте между принудительной эвакуацией автомобиля без законных на то оснований и его угоном ставится знак равенства. По мнению разработчиков, страх перед уголовным преследованием снизит количество «ошибочных решений» со стороны работников службы эвакуации. Виновным в незаконном перемещении частной собственности на автомобильную штрафстоянку будет грозить до семи лет лишения свободы.

Нарушений тысячи, а виновных нет

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, работа эвакуаторщиков сегодня всё больше коммерциализируется, превращаясь из меры по обеспечению безопасных условий на дорогах в средство по извлечению прибыли.

— Всё губит «палочная» система, — пояснил один из авторов документа, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. — Негласные нормативы по количеству эвакуированных авто приводят к тому, что хватают и увозят любые машины, оформляя протокол уже в движении. И как показывает практика, ответственности за это никто не несёт.

По словам парламентария, как только гражданину удаётся доказать, что его машина была эвакуирована незаконно, руководство уполномоченного органа попросту увольняет своего провинившегося сотрудника, чтобы не выплачивать штраф 20 тысяч рублей.

По данным Министерства внутренних дел, в 2014 году в стране было вынесено более 600 тысяч неправомерных постановлений о назначении наказаний на общую сумму свыше 1,8 миллиарда рублей.  А в период с 26 апреля по 5 октября 2014 года сотрудниками Московской административно-дорожной инспекции было вынесено более 43 тысяч незаконных постановлений о привлечении к административной ответственности столичных автолюбителей на общую сумму свыше 129 миллионов рублей.

На практике судами выносятся многочисленные решения об отмене постановлений о принудительной эвакуации, однако кадровым голодом, как мы видим, службы эвакуации не страдают.

Заблокировать негативные тенденции возможно только на законодательном уровне, установив уголовную ответственность за незаконную эвакуацию автомобиля, считает глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Он предлагает дополнить часть вторую статьи 166 УК РФ пунктом, предусматривающим новый квалифицирующий состав неправомерного завладения автомобилем без цели хищения — незаконная принудительная эвакуация транспортного средства.

Коллекторы на колёсах

Это предложение показалось избыточным члену Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэлю Мандаршину. По его мнению, действующих норм закона вполне достаточно, чтобы приструнить излишне рьяных сотрудников уполномоченных органов.

— Неправомерные действия эвакуаторщиков могут подпадать под статью 12.35 КоАП — незаконное ограничение прав на управление транспортным средством, либо под уголовную статью — превышение должностных полномочий, — рассказал он. — Поэтому профильный комитет предлагает не поддерживать этот законопроект как излишне суровый.

 — ЛДПР всегда выступала за декриминализацию отдельных статей уголовного законодательства, но есть вещи, которые требуют усиления ответственности, — полемизирует Ярослав Нилов. — Вот сейчас коллекторы явно распоясались, хотя вроде бы тоже хватает статей Административного и Уголовного кодекса.

Депутат не исключил, что базовый закон о коллекторской деятельности, который сейчас разрабатывается, приведёт к изменениям в уголовном законодательстве.

— Эвакуаторы — это те же коллекторы, — отмечает заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. Только одни выбивают долги у граждан, чтобы поддерживать работу финансовой системы, другие же заботятся о благополучии бизнес-схемы, построенной на непрерывном круговороте автомобилей через штрафстоянки.

— Посадить несколько человек и будет полный порядок! — убеждён парламентарий. — Если эти товарищи будут знать, что за незаконное перемещение авто на штрафстоянку будет возбуждено уголовное дело, то они десять раз подумают над своими действиями.

Причём подумать придётся не только должностным лицам, уполномоченным отправлять машины на спецстоянки, но и водителям эвакуаторов. Отвечать перед законом будет весь «экипаж». Список санкций внушительный: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет.

— К нам приходит очень много обращений с этой проблемой, — подчеркнул председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. — Мы все эту тему знаем, иногда даже сами страдаем от действий эвакуаторщиков. То, что налицо правонарушение, — это очевидно. Но с точки зрения права это всё же не угон. Поэтому мы перенесём эту дискуссию на пленарное заседание.

Просмотров 2608

15.02.2016 18:39