Единый день голосования — 2024

00:19Памфилова назвала регионы с наибольшей явкой на выборах

вчераЭкстремальные условия и высокая явка: как прошел Единый день голосования — 2024

вчераВ Петербурге на выборах губернатора обработано чуть более 2,5% протоколов

С историей разобрались, на очереди — литература

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин обсудил с учителями Ленобласти, куда двигаться образованию

04.02.2016 15:13

- Не было бы счастья, да несчастье помогло, - начала встречу педагогов с председателем Госдумы ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук. - В школах объявлен карантин по гриппу, поэтому много учителей смогло сюда приехать. Иначе бы прогуляли уроки, а это плохо.

Действительно, в актовом зале школы №6 в Сосновом Бору собралось полсотни лучших преподавателей региона. И у всех было что сказать по поводу системы российского образования.

- Школьное образование - один из самых обсуждаемых в Госдуме вопросов, - признался педагогам Сергей Нарышкин. - Но иногда кажется, что участники дискуссий - и парламентских, и общественных, и в СМИ - опираются только на свой личный опыт, воспоминания, даже на какие-то идеологические схемы, а не на знания о том, как обстоят дела на самом деле. А как всё на самом деле, знаете именно вы, учителя.

После этого спикер Госдумы в основном слушал и делал пометки в блокноте. А на первый план выступили профессионалы от образования. Начали они с истории - предмета, над которым всё учительское сообщество вместе с учёными трудилось три года.

- Появившийся историко-культурный стандарт - это своеобразный общественный договор между государством и преподавательским сообществом, - полагает учитель из Киришей Антон Горшков. - И то, что он не подкреплён никакими приказами, - его достоинство. Учителя договорились о принципиальных вещах - как мы их преподаём. При этом мы признаём, что есть 31 трудный вопрос, по которым идёт жёсткая дискуссия. И здесь важно, чтобы педагог отделял пропаганду от науки, историческую беллетристику от научного знания. Я предлагаю Российскому историческому обществу и Академии наук ежегодно выпускать альманах, в котором бы говорилось об открытиях, о достижениях в исторической науке за прошедший год. Учитель обязан быть в курсе научных вопросов! Это именно то, что мы можем противопоставить фальсификации, чтобы у подрастающего поколения не было «разрухи в головах».

- Историко-культурный стандарт - это действительно некий договор общественного согласия, - поддержал сравнение Сергей Нарышкин. - Он о том, как наше общество воспринимает отечественную историю.

- Но надо идти дальше: для изучения истории нужно налаживать связи с музеями Ленинградской области и других регионов, - предложил педагог из Гатчины Иван Хеорхе. - В некоторых музеях до 80 процентов посетителей - это школьники. Тем более существуют методы проведения экскурсий, рассчитанные на детей, - квесты, костюмированные экскурсии. Есть программы подготовки юных экскурсоводов.

Таланты троечников

Вслед за историей настал черёд русского языка и литературы. Разрабатываются стандарты и новые учебники по этим предметам. Об этом заговорила учитель из Сертолова Лилия Баталова:

- Было время, когда мы покупали учебники за свои деньги. И вот купили один, отучились год, и дети поставили ему плохую оценку. Купили другой, и дети сказали: «Это учебник не литературы, а литературоведения». Купили третий - и детям он понравился, даже «математики» захотели сдавать ЕГЭ по литературе! Но сейчас мы смотрим - этого учебника вообще нет в федеральном списке. А ведь он - единственный, где были разделы «Как писать сочинение», «Как писать рецензии на спектакли». Почему бы не взять эти наработки?

Сергей Нарышкин: Я рад возможности насладиться работами Фриды Кало

Напомнила Лилия Баталова и о нагрузке на учеников:

- Врачи утверждают, что ребёнок может воспринимать только 12 страниц в день. Значит, «Войну и мир» он должен читать за сто дней, а не за шестнадцать, как ему приходится сейчас! Следовательно, мы сами подталкиваем детей к Интернету с кратким изложением романов. Ну не может физически ребёнок прочитать все книги по программе, тем более при трёх часах литературы в неделю!

- А на химию - один час в неделю в 10-11-м классах! - напомнил о других дисциплинах 80-летний учитель химии из Тихвина Виктор Башмаков. - Я понимаю, по всем предметам такая проблема, но как вы собираетесь развивать экономику, промышленность? Ещё и директор требует ста баллов по ЕГЭ. А час только один. Детям приходится брать репетиторов. Я бы химию упростил. В ЕГЭ есть мелочи, которые школьникам и знать не обязательно. Например, при какой температуре идёт катализ при производстве аммиака? Зачем это?

- Мы обычно хотим добиться высших результатов, олимпиад, - внезапно перевёл разговор в другое русло Виктор Башмаков. - А я бы обратил внимание на троечников, их нельзя упускать из виду. У меня как-то был троечник, он даже в классе чувствовал себя неудобно. И тут я прихожу на станцию юных техников, вижу там его, вижу, что он там делает… Да, он троечник, но он - гений! Я рассказал классу, какой у нас, оказывается, Мишенька. Слушайте, мальчик преобразился, он даже четвёрки стал получать. Мы все молимся на олимпиадников, а надо смотреть и на других, среди них есть такие таланты!

С импровизированного педсовета Сергей Нарышкин вышел довольным: учителя набросали столько идей и советов, что впору заняться не только концепцией преподавания отдельных предметов, а всей системой образования. Впрочем, к этому, похоже, дело и идёт.

Спикер Госдумы возложил цветы на «Непокорённой высоте»

Поездку в Ленинградскую область Сергей Нарышкин завершил на Ораниенбаумском плацдарме. Во время войны советские войска удерживали этот кусочек суши на берегу Финского залива и, несмотря на чудовищные бои и постоянные бомбардировки, так и не отдали врагу. Отсюда армейцы поддерживали огнём Кронштадт, не подпускали фашистские корабли к окружённому Ленинграду.

Гора Колокольня у деревни Гостлицы на военных картах была обозначена как высота 105.3. Бои за неё шли три с лишним года. Тысячи людей здесь совершали ежедневный подвиг. Десять из них стали Героями Советского Союза. И не зря в январе 1944 года на Колокольне разместился наблюдательно-командный пункт Ленинградского фронта и именно отсюда генерал Леонид Говоров и адмирал Владимир Трибуц руководили операцией по полному освобождению Ленинграда от блокады.

Сергей Нарышкин молча возложил цветы к памятнику «Непокорённая высота 105.3» и поклонился.

- Тут сплошные траншеи да воронки - немцы обстреливали, - показал строитель, возводивший мемориал, Валерий Гусев.

Памятник сделали в 2005 году, к 60-летию Победы. А к 70-летию поставили монумент Героям. И о старом памятнике, ещё советских времён не забыли - восстановили его.

- Хорошо сделали, - похвалил Сергей Нарышкин. - Наш нравственный долг - помнить о тех, кто делал Победу, помнить о жертвах, чтобы эти страшные страницы истории не повторились.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2911