Москву продолжат поливать химией
Столице пока не обойтись без использования противогололедных реагентов

Власти Санкт-Петербурга этой зимой отказались от использования химических составов на дорогах, заменив их на песко-солевую смесь. Москвичам понравилась инициатива Северной столицы и городских чиновников уже засыпали петициями с просьбами перестать использовать химию на тротуарах. Так ли однозначен вопрос использования реагентов? В этом разбиралась обозреватель «Парламентской газеты».
В капитализацию обувной промышленности
- Это у вас какая уже пара обуви за зиму? У меня вторая! — говорит мне член думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин, когда мы прогуливаемся в окрестностях Госдумы.- И у меня вторая… — смотрю я с жалостью на свои новые бирюзовые угги, превращающиеся на глазах в коричневые.
В Москву пришло долгожданное потепление: после месяца морозов наконец плюс. Вот только радости никакой - на дорогах каша из грязи, растаявшего снега и реагентов. Хоть в галошах иди.
- Ну неужели вся эта химия, которой посыпают дороги, может быть безвредна для природы? - спрашиваю я депутата.
- Нет, но мы можем этот вред минимизировать, если правильно подобрать реагенты и верно использовать. Однако без них, увы, такой большой мегаполис, как Москва, не сможет нормально функционировать. Надо заметить, что экологическая обстановка здесь не самая благоприятная: белые разводы на ботинках москвичей - это не только соли, это ещё микрогранулы дорожного полотна, тяжёлые металлы, которые оседают из выхлопных газов, и многое другое.
- А что происходит со снегом, который собирает спецтехника?
- Его отвозят на снегоплавильные заводы, где топят, а жидкость сливают в реки. Именно поэтому в водах рек находят многократные превышения по количеству фтора, цинка, меди, лития, магния и так далее. Эту систему нужно модернизировать, поставить на таких заводах мощные очистительные сооружения и применять новые технологии. В самих реагентах, несмотря на то, что они должны соответствовать определённым безопасным формулам, часто находятся примеси - за этим также нужно усилить контроль. Необходимо правильное хранение этих смесей, так как это может влиять на их качество. Ну и главное - совершенствовать сам способ использования реагентов. Не бездумно посыпать ими дороги и тротуары, а делать в соответствии с существующим регламентом. Например, создать программу, которая бы вычисляла необходимое количество реагента на квадратный метр и его состав, исходя их температуры на улице, прогноза погоды и так далее. Нужны новые современные разработки и технологии.
Лучшее из двух зол
Пользователи интернета тем временем очень активны - они подписывают петиции. «Давайте будем всем миром бороться с этой напастью ради будущего для наших детей!» - это один из тысячи отзывов, оставленных под одной из них. В комментариях разгораются настоящие дискуссии: одни за использование специальных составов на дорогах и тротуарах города, другие категорически против.- У меня также отношение к реагентам двоякое, - рассказывает депутат Госдумы, главный редактор газеты «Шесть соток» Андрей Туманов. - С одной стороны, жалко обувь, жалко лапки у собачек, непонятно, как это влияет на экосистему. С другой - как человек, который ломал в своей жизни бедро, могу сказать, что никому этого опыта не пожелаю. И действительно, власти Москвы такой способ борьбы с гололедом объясняют сухой статистикой. «Пять лет назад за зиму было три с половиной тысячи несчастных случаев с травматизмом, а в прошлом году всего 76. За эту зиму пока рано подсчитывать, но будет точно не больше», - сказала «Русской службе новостей» глава Комиссии по экологической политике Мосгордумы Зоя Зотова.
Московские градоначальники не перестают подчёркивать: то, что сейчас используется, - это безопасные реагенты, не то, что несколько лет назад. Так считает и бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Накануне он рассказал журналистам, что современные средства для обработки улиц зимой серьёзно отличаются от тех, что использовались 7-8 лет назад. «Автолюбители помнят, когда в столице в зимний период применялись ацетаты, - рассказывает депутат Госдумы, эколог, член фракции ЛДПР Максим Шингаркин, - тогда на всех машинах была жирная трудносмываемая плёнка. На сегодня нам удалось добиться от московских властей максимально натурального состава реагентов, почти все эти элементы встречаются в морской воде. Это натрий хлор - попросту поваренная соль, её сейчас используется в четыре раза меньше, чем раньше; калий хлор, который является минеральным удобрением и компенсирует действие предыдущего ингредиента. Помимо этого, формиат натрия, то есть соль муравьиной кислоты и карбонат кальция, то есть мраморная крошка, или попросту мел. Кроме того, на дорогах используется кальций хлор, но не на тротуарах - он агрессивен для кожи и обуви». Максим Шингаркин добавляет, что использование песка в мегаполисе забивает ливневые стоки и весной и летом это создаёт массу проблем, а гранитная крошка повреждает механизмы эскалаторов метро, именно поэтому мраморная крошка - лучший выбор: она хрупкая и легко раздавливается.
Меры не знают
Самая частая претензия от москвичей - сыплют на голый асфальт. У коммунальщиков на это свой ответ: опасная наледь составляет всего 3-5 миллиметров, чтобы она не образовывалась, дороги чистят и сверху посыпают реагентом. Однако каждый житель столицы видел, как дворники на тротуар совком рассыпают химию в два-три слоя, хотя достаточно нескольких горошин. «У нас сложилась ненормальная ситуация, когда лень работников коммунальных служб приводит к тому, что снег не убирают, а просто топят реагентами в надежде, что всё само утечёт в канализацию, - возмущается координатор «Синих ведерок» Пётр Шкуматов. - Это граничит с экологическим преступлением. Контроля де-факто за этим нет не только в Москве, но и других городах». Активист настаивает: дворники получают реагенты в избыточных количествах, закупают с каждым годом на нужды города их всё больше, а это уже удобный коррупционный механизм. «Кто там будет разбираться, рассыпан один мешок средства или два?» - вопрошает он. Пётр Шкуматов добавляет, есть участки дорог, на которых без реагентов никуда, но химики и экологи утверждают, что количество соли в них можно уменьшить многократно.Тем временем на сайте петиций появляются и комментарии из регионов. «В Москве за шесть лет нормальной уборки просто забыли, как больно падать. Пусть к нам в Новосибирск прилетают. Из дома страшно выйти - гололёд», - пишет пользователь Руслан. «И не говорите, - вторят ему из Самары. - У нас дворы по утрам - это какая-то полоса препятствий… Хоть ползи!» Есть и регионы, где реагенты используются и на них жалуются экологи. В Пскове в прошлом году сетовали на использование минерального галита - технической соли. Член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев даже обращался в Роспотребнадзор с просьбой проверить реагент на безопасность. Такой же запрос он отправил в РОСДОРНИИ. Из первого ведомства пришла отписка, а из второй организации предупреждение - соль действительно опасна для экологии города.
Кстати, 19 января Госдума отклонила в первом чтении поправки в закон «Об охране окружающей среды», фактически запрещающие использование химических реагентов. Документ вносился коммунистом Олегом Лебедевым. Другие депутаты, однако, посчитали, что решение, как убирать снег и следить за состоянием дорог, происходит на уровне субъекта. Александр Фокин считает, что ограничительные рамки в использовании реагентов должно определить на федеральном уровне Правительство, а исполнительная власть регионов уже принимать окончательное решение. «А мы, законодатели, если что, всегда готовы помочь», - заключил он.