Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Москву продолжат поливать химией

Столице пока не обойтись без использования противогололедных реагентов

28.01.2016 17:20

Москву продолжат поливать химией
mos.ru

Власти Санкт-Петербурга этой зимой отказались от использования химических составов на дорогах, заменив их на песко-солевую смесь. Москвичам понравилась инициатива Северной столицы и городских чиновников уже засыпали петициями с просьбами перестать использовать химию на тротуарах. Так ли однозначен вопрос использования реагентов? В этом разбиралась обозреватель «Парламентской газеты».

В капитализацию обувной промышленности

- Это у вас какая уже пара обуви за зиму? У меня вторая! — говорит мне член думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин, когда мы прогуливаемся в окрестностях Госдумы.

- И у меня вторая… — смотрю я с жалостью на свои новые бирюзовые угги, превращающиеся на глазах в коричневые.

В Москву пришло долгожданное потепление: после месяца морозов наконец плюс. Вот только радости никакой - на дорогах каша из грязи, растаявшего снега и реагентов. Хоть в галошах иди.

- Ну неужели вся эта химия, которой посыпают дороги, может быть безвредна для природы? - спрашиваю я депутата.

- Нет, но мы можем этот вред минимизировать, если правильно подобрать реагенты и верно использовать. Однако без них, увы, такой большой мегаполис, как Москва, не сможет нормально функционировать. Надо заметить, что экологическая обстановка здесь не самая благоприятная: белые разводы на ботинках москвичей - это не только соли, это ещё микрогранулы дорожного полотна, тяжёлые металлы, которые оседают из выхлопных газов, и многое другое.

- А что происходит со снегом, который собирает спецтехника?

- Его отвозят на снегоплавильные заводы, где топят, а жидкость сливают в реки. Именно поэтому в водах рек находят многократные превышения по количеству фтора, цинка, меди, лития, магния и так далее. Эту систему нужно модернизировать, поставить на таких заводах мощные очистительные сооружения и применять новые технологии. В самих реагентах, несмотря на то, что они должны соответствовать определённым безопасным формулам, часто находятся примеси - за этим также нужно усилить контроль. Необходимо правильное хранение этих смесей, так как это может влиять на их качество. Ну и главное - совершенствовать сам способ использования реагентов. Не бездумно посыпать ими дороги и тротуары, а делать в соответствии с существующим регламентом. Например, создать программу, которая бы вычисляла необходимое количество реагента на квадратный метр и его состав, исходя их температуры на улице, прогноза погоды и так далее. Нужны новые современные разработки и технологии.

Лучшее из двух зол

Пользователи интернета тем временем очень активны - они подписывают петиции. «Давайте будем всем миром бороться с этой напастью ради будущего для наших детей!» - это один из тысячи отзывов, оставленных под одной из них. В комментариях разгораются настоящие дискуссии: одни за использование специальных составов на дорогах и тротуарах города, другие категорически против.

- У меня также отношение к реагентам двоякое, - рассказывает депутат Госдумы, главный редактор газеты «Шесть соток» Андрей Туманов. - С одной стороны, жалко обувь, жалко лапки у собачек, непонятно, как это влияет на экосистему. С другой - как человек, который ломал в своей жизни бедро, могу сказать, что никому этого опыта не пожелаю. И действительно, власти Москвы такой способ борьбы с гололедом объясняют сухой статистикой. «Пять лет назад за зиму было три с половиной тысячи несчастных случаев с травматизмом, а в прошлом году всего 76. За эту зиму пока рано подсчитывать, но будет точно не больше», - сказала «Русской службе новостей» глава Комиссии по экологической политике Мосгордумы Зоя Зотова.

Московские градоначальники не перестают подчёркивать: то, что сейчас используется, - это безопасные реагенты, не то, что несколько лет назад. Так считает и бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Накануне он рассказал журналистам, что современные средства для обработки улиц зимой серьёзно отличаются от тех, что использовались 7-8 лет назад. «Автолюбители помнят, когда в столице в зимний период применялись ацетаты, - рассказывает депутат Госдумы, эколог, член фракции ЛДПР Максим Шингаркин, - тогда на всех машинах была жирная трудносмываемая плёнка. На сегодня нам удалось добиться от московских властей максимально натурального состава реагентов, почти все эти элементы встречаются в морской воде. Это натрий хлор - попросту поваренная соль, её сейчас используется в четыре раза меньше, чем раньше; калий хлор, который является минеральным удобрением и компенсирует действие предыдущего ингредиента. Помимо этого, формиат натрия, то есть соль муравьиной кислоты и карбонат кальция, то есть мраморная крошка, или попросту мел. Кроме того, на дорогах используется кальций хлор, но не на тротуарах - он агрессивен для кожи и обуви». Максим Шингаркин добавляет, что использование песка в мегаполисе забивает ливневые стоки и весной и летом это создаёт массу проблем, а гранитная крошка повреждает механизмы эскалаторов метро, именно поэтому мраморная крошка - лучший выбор: она хрупкая и легко раздавливается.

Меры не знают

Самая частая претензия от москвичей - сыплют на голый асфальт. У коммунальщиков на это свой ответ: опасная наледь составляет всего 3-5 миллиметров, чтобы она не образовывалась, дороги чистят и сверху посыпают реагентом. Однако каждый житель столицы видел, как дворники на тротуар совком рассыпают химию в два-три слоя, хотя достаточно нескольких горошин. «У нас сложилась ненормальная ситуация, когда лень работников коммунальных служб приводит к тому, что снег не убирают, а просто топят реагентами в надежде, что всё само утечёт в канализацию, - возмущается координатор «Синих ведерок» Пётр Шкуматов. - Это граничит с экологическим преступлением. Контроля де-факто за этим нет не только в Москве, но и других городах». Активист настаивает: дворники получают реагенты в избыточных количествах, закупают с каждым годом на нужды города их всё больше, а это уже удобный коррупционный механизм. «Кто там будет разбираться, рассыпан один мешок средства или два?» - вопрошает он. Пётр Шкуматов добавляет, есть участки дорог, на которых без реагентов никуда, но химики и экологи утверждают, что количество соли в них можно уменьшить многократно.

 Тем временем на сайте петиций появляются и комментарии из регионов. «В Москве за шесть лет нормальной уборки просто забыли, как больно падать. Пусть к нам в Новосибирск прилетают. Из дома страшно выйти - гололёд», - пишет пользователь Руслан. «И не говорите, - вторят ему из Самары. - У нас дворы по утрам - это какая-то полоса препятствий… Хоть ползи!» Есть и регионы, где реагенты используются и на них жалуются экологи. В Пскове в прошлом году сетовали на использование минерального галита - технической соли. Член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев даже обращался в Роспотребнадзор с просьбой проверить реагент на безопасность. Такой же запрос он отправил в РОСДОРНИИ. Из первого ведомства пришла отписка, а из второй организации предупреждение - соль действительно опасна для экологии города.

Кстати, 19 января Госдума отклонила в первом чтении поправки в закон «Об охране окружающей среды», фактически запрещающие использование химических реагентов. Документ вносился коммунистом Олегом Лебедевым. Другие депутаты, однако, посчитали, что решение, как убирать снег и следить за состоянием дорог, происходит на уровне субъекта. Александр Фокин считает, что ограничительные рамки в использовании реагентов должно определить на федеральном уровне Правительство, а исполнительная власть регионов уже принимать окончательное решение. «А мы, законодатели, если что, всегда готовы помочь», - заключил он.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3369