День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

О чём промолчал Дмитрий Ливанов

В Госдуме главу Минобрнауки встретили и проводили предложением об отставке

27.01.2016 19:32

О чём промолчал Дмитрий Ливанов
Дмитрий Ливанов. Фото Юрия Паршинцева

Заявление о том, что главу Минобрнауки Дмитрия Ливанова стоит отправить в отставку, представители «Справедливой России» озвучили ещё до того, как министр появился в зале заседаний. Способствовать воплощению такого предложения в жизнь большинство депутатов отказались. Хотя и признали: как выступление министра, так и доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования, с которым парламентарии ознакомились ранее, кажутся излишне оптимистичными.

Из первых рук

Если бы дела в отечественной системе образования обстояли так радужно, как Дмитрий Ливанов представил это депутатам, то всем учащимся и педагогам можно было бы только позавидовать. По его словам, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет приблизилась к 99 процентам. В отстающих числятся лишь Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа. За три года в стране в детсадах было создано более миллиона мест.

Не позабыли в ведомстве и о среднем образовании. Почти все школы в стране подключены к Интернету, процедура сдачи ЕГЭ усовершенствована настолько, что в ближайшие три года в неё не будет вноситься никаких изменений, число школ со второй и третьей сменой сокращается, и к 2025 году все ученики России будут грызть «гранит науки» лишь в первой половине дня. Количество молодых учёных в стране увеличивается, а вот вузов, дающих некачественное образование, становится всё меньше.

Однако депутатам оптимизм министра почему-то не передался.  Такой же приём — упоминать лишь о «хорошем», «забывая» о проблемах,  был использован и в отправленном ранее в Госдуму докладе правительства  о реализации государственной политике в сфере образования. «Этот доклад явно писали люди, надевшие «розовые очки», — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. — В нём не выделены главные проблемы».

Ложку дёгтя в выступление министра подложил и аудитор Счётной палаты Александр Филипенко, заявивший, что цифры, представленные  в докладе правительства, не всегда соответствуют действительности. «В частности, в документе отмечено сокращение школ, где обучение ведётся в третью смену.  Однако в 2015-2016 учебном году количество школ с третьей сменой увеличилось, и это негативно сказывается на успеваемости детей, особенно в сельской местности», — констатировал аудитор.

По словам Александра Филипенко, число детей в сельской местности, не сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в 2015 году увеличилось на 2 и 4 процента соответственно. Более 13 тысяч сельских школьников не получили аттестат о среднем образовании, и это в 2 раза больше, чем в 2014 году. «Увеличение количества молодых педагогов в школах, о котором говорил министр, характерно только для города, — сказал Александр Филипенко. — Примерно 10 тысяч учителей, преимущественно в сельской местности, имеет только среднее образование».

Вопросы без ответов

Вопросы к докладу правительства есть и у председателя Комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова. По мнению парламентария, этот доклад «местами напоминает сумму отчётов отдельных департаментов министерства, а не стратегический документ Правительства». «И это неудивительно, потому что у нас до сих пор отсутствует  стратегия развития образования», — сказал он.

Вячеслав Никонов признал, что за последние годы удалось решить несколько важных проблем в сфере образования. «В частности, с помощью законодательной базы удалось продвинуться в решении проблемы псевдовысшего образования и избавиться от вузов, которые просто собирали деньги и выписывали дипломы, не обременяя ни себя, ни, якобы, студентов каким-либо образовательным процессом», — сказал он.

По словам парламентария, у депутатов хватает претензий к состоянию образования в стране.  «Что с региональными бюджетами образования? Сейчас из ряда регионов поступают сигналы, что педагогам перестают выдавать зарплату. Почему резко увеличилось количество проверок образовательных организаций? Похоже, после того, как запретили «кошмарить» бизнес все бросились «кошмарить» школы, детсады и вузы. Почему в массовом порядке закрывают коррекционные учреждения? Что делать с тем, что в выпускных классах дети перестают заниматься по тем предметам, по которым они не сдают ЕГЭ? Почему подготовка школьных выпускников хуже, чем несколько лет назад?  - спрашивает Вячеслав Никонов. —  Я преподаю в МГУ с 1978 года, и сейчас студенты только на третьем курсе выходят к тому уровню, к которому раньше выходили на первом». Поинтересовался депутат и тем, почему, в докладе правительства нет оценки уже проделанной работе по реструктуризации вузов. «Почему для того, чтобы стать опорным, вузу надо обязательно с кем-то объединиться и довести численность до не менее 10 тысяч студентов? — спросил депутат. — Четверть века назад я преподавал в Калифорнийском технологическом институте, который всегда был в первой тройке вузов планеты. Так в нём обучается 800 студентов, 1000 аспирантов, 1000 преподавателей».

Секрет роста зарплат

По словам Олега Смолина, необходимо присмотреться к тому, какими методами поднимаются зарплаты педагогам. «Зарплата поднялась за счёт перегрузки, многие педагоги работают на полторы ставки, по 28 часов в неделю, есть люди, которые работают по 35 часов», — констатировал депутат.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов напомнил, что в постановлении Госдумы, принятом по итогам отчёта главы Минобрнауки, прописан совет «в следующем докладе Правительства приводить результаты реализации политики в сфере образования непосредственно за отчётный период». «После этого замечания на докладе можно проставить крест. В нём представлено лишь описание выгодных министерству тенденций за прошедшие годы», — констатировал депутат.

По мнению Виктора Шудегова, в сложившейся экономической обстановке министр должен был обратиться к парламентариям с просьбой способствовать решению самых острых проблем сферы образования. К примеру, разработать законопроект, запрещающий отбирать у студентов льготы на проезд или повышать плату за общежития и обучение в вузах на величину, превышающую размер инфляции.

Между тем

Борьба с коррупцией не прослеживается

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что наиболее «шокирующим» было отсутствие в отчёте Дмитрия Ливанова раздела, касающегося с борьбой коррупцией в ведомстве. 

Накануне «правчаса», выступая на пленарном заседании Госдумы во вторник, 26 января, Владимир Бурматов напомнил коллегам о том, что с подобными злоупотреблениями в ведомстве есть проблемы. «Не так давно я выступал с этой трибуны, рассказывая о результатах нашего депутатского расследования, посвященного расходованию Минобром в 2014 году 857 млн рублей на презентационные мероприятия, то есть, попросту говоря, на выставки. Тогда мы выяснили, что деньги там уходили по контрактам, имеющим признаки фиктивности, через схемы двойных проплат, оплачивались мероприятия, которых не было, завышались цены, повторно перечислялись бюджетные деньги за мероприятия, которые и так давным-давно состоялись», — отметил Бурматов.

Он процитировал заключения Счетной палаты по материалам проверки: «Проведение мероприятия не подтвердилось», «Проведение аукциона и подписание контракта проходило уже после проведения мероприятия», «Комиссией неправомерно приняты отчёты об исполнении контрактов, что может свидетельствовать о договоренности в действиях членов комиссии, экспертов и исполнителей».

С этим актом министр Ливанов был ознакомлен под роспись. А Генеральная прокуратура  внесла министру представление и инициировала процедуру по возврату средств в казну

Самыми популярными «серыми» схемами 2015 года, по словам Владимира Бурматова, стало финансирование мероприятий задним числом, когда контракт подписывается уже после начала мероприятия и схема фиктивных торгов. При этом  никаких организационных и кадровых выводов из этих расследований Минобром не делается.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 9288