Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

В Госдуме обсудили, как заинтересовать детей наукой

Координации в развитии дополнительного образования в России нет, признали участники «круглого стола»

15.12.2015 19:10

Популярность детских кружков научно-технического творчества пока что далека от идеала. В то время как художественные секции посещают 30 процентов юных россиян, наукой интересуется, в зависимости от региона, от двух до одиннадцати процентов школьников. Как эту проблему решить, депутаты и эксперты обсудили в ходе «круглого стола» в Госдуме.

Воспитать инженера

«Лидерами экономического развития становятся те страны, которые способны выдавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную производственную базу, — напомнила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. — В связи с этим подготовка инженерных кадров становится ключевым фактором конкурентоспособности страны и основой для экономической и технологической независимости».

Усовершенствовать систему подготовки инженеров необходимо и в России, воспитывать же будущих технарей лучше со школьной скамьи. «Нужно в самые короткие сроки сформировать систему профессионального самоопределения детей и подростков именно в инженерно-технической сфере, — призвала Ирина Мануйлова. — Способствовать этому могло бы дополнительное образование, однако мы фиксируем целый ряд сложностей, препятствующих развитию детского научно-технического творчества».

Среди самых болезненных проблем отрасли эксперты называют отсутствие чёткого взаимодействия ведомств, участвующих в организации научно-технического творчества детей. «Координации в развитии дополнительного образования нет в целом по России. Делается многое, но делается обособленно и нескоординированно, — пояснила Мануйлова.

Есть сложности и с доступностью подобных секций. Большинство из них сосредоточены в крупных административных центрах, жители же сельской местности о кружках «юного техника» могут только мечтать. Эксперты предлагают пересмотреть и программу олимпиадного движения: в нём «предостаточно» предметных состязаний, а вот вопросов, призванных сформировать у детей интерес к научно-исследовательской и научно-технической деятельности — явно не хватает. «Очень мало у нас и инновационных площадок для организации интеллектуального досуга детей и подростков, — признала Ирина Мануйлова. — Именно досуга, который бы стимулировал познание через развлечение, то есть проведение увлекательных научных шоу, научных опытов, занимательных мастер-классов. Слабо развита и система научно-технического просвещения школьников».

Теория и практика

Документ, способный все эти проблемы решить, уже разработан. Это «План мероприятий на 2015-2020 год по реализации концепции развития дополнительного образования». «Воплотить его в жизнь будет непросто, — признал директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки Александр Страдзе. — Однако каждый пункт его будет символизировать новый этап развития дополнительного образования». И здесь уж игра стоит свеч. «Пока что доля занимающихся в кружках научно-технического творчества — самая низкая во всей системе дополнительного образования, — отметил чиновник. — Она варьируется от двух процентов в Ненецком автономном округе до 12 процентов в Татарстане и 11 процентов в Ленинградской области. С учетом приоритетности развития инженерных специальностей в стране этого явно недостаточно. И наша важнейшая задача этот уровень поднять». По мнению эксперта, в систему должны быть включены не только специализированные учреждения дополнительного образования, но и школы, и вузы. «Помимо этого, крайне важно обеспечить доступ негосударственных организаций к бюджетному финансированию в этой сфере. Это позволит сделать доступными те программы, которые действительно интересны детям», — считает Александр Страдзе. Соответствующий законопроект  Минобрнауки уже разработан и внесён в Правительство.

Впрочем, как утверждают эксперты, бизнес готов тратиться на эти цели и самостоятельно. «Многие компании готовы заниматься вложением средств в развитие инфраструктуры дополнительного образования, но поскольку нет единого координационного центра, они не понимают, куда им вкладывать деньги», — сказала Ирина Мануйлова.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко (ЛДПР) напомнил и о законодательном обеспечении научно-технического творчества детей. По его мнению, эта сфера достойна отдельной главы в законопроекте о научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ, обсуждение концепции которого недавно началось в Госдуме.

«Возможно, в нём даже стоит закрепить введение научных званий для детей, наподобие спортивных званий, которые существуют сейчас», — полагает депутат. Напомнил парламентарий и о Всероссийской конференции «Юный техник и изобретатель», которая на протяжении последних трех лет проходит в стенах Госдумы. «В 2015 году к нам приехали представители 47 регионов страны, они получили возможность заявить о лучших своих проектах с трибуны Госдумы. Это площадка даёт возможность школьникам уже в 14-15 лет получить приглашение на работу от крупнейших государственных компаний и корпораций. Здесь же присутствуют представители вузов технической направленности», — сказал Антон Ищенко.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1746