Скорую помощь ускорят штрафами
В Госдуме собираются ужесточить наказание для водителей, не пропустивших медицинский автомобиль
Ещё в школе нас учили: скорой помощи все должны уступать дорогу - и водители, и пешеходы. Но уроки оказались не впрок. 60 процентов участников дорожного движения плевать хотели и на сирену, и на мигалку. Данные неофициальные: такую статистику никто не ведёт. Цифра получилась из многолетних наблюдений шофёров скорой.
Год ждать
Покончить с дорожным хамством решил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак: он готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличат штрафы для тех, кто не пропустил скорую, в двадцать раз - с пятисот до десяти тысяч рублей.
По мнению депутата, нынешний размер штрафа давно устарел. Кроме того, медицинские машины надо выделить среди всех других, имеющих спецсигналы: полиция и пожарные пробьют себе дорогу и сами, а врачей обидеть просто.
- Мы должны воспитанием, наказанием, кнутом и пряником заставить водителей выполнять ПДД, - считает коллега Михаила Брячака по комитету и по фракции «Справедливая Росссия» Олег Нилов. - Не выполняются все правила, но есть какие-то первоочередные. На мой взгляд, не пропустить скорую, когда это делается сознательно, из какой-то вредности, - это самое существенное из хулиганских нарушений на дороге. Надо ещё подумать, какой должен быть размер штрафа, но я за ужесточение. Может, рецидивистов стоит даже наказывать общественными работами в сто — двести часов, чтобы они снег убирали или асфальт клали.
Михаил Брячак планирует внести законопроект до Нового года. И если его примут в весеннюю сессию, новые штрафы начнут действовать с 1 января 2017 года.
- Ещё целый год ждать! - охнул водитель скорой помощи Павел Самоседкин. - Побыстрее бы.
По минному полю
С Павлом мы мчимся на вызов: ДТП, один пострадавший. Сижу сзади, в карете, просунув через окошко голову в кабину. Машин немного. Ехала перед нами серая BMW, да заслышав сирену, перестроилась вправо - молодец! Павел прибавил газ. Но тут метрах в пятидесяти перед нами встроилась красная «тойота»… И тут же затормозила на красный свет. Затормозили и мы.
- Классика! - усмехнулся Павел Самоседкин. - Если ряд свободный - обязательно кто-то в него перед нами встроится и не посмотрит, что машина со спецсигналом едет.
Павел вырулил на встречку и сунулся на перекрёсток. Первый автомобиль слева решил проскочить. Второй притормозил.
- Вот так и проезжаем перекрёстки - как по минному полю, ряд за рядом, - вздохнул водитель. - Я был в Турции, ехал в автобусе - так когда вдали послышалась сирена, встали все, даже пешеходы! А эти… Они сирену и не слышат. Врубили музыку или по телефону разговаривают, нас не замечают.
Подтверждение его словам появилось тут же - справа. Водитель бордовой «мазды» с трубкой у уха заметил скорую, только когда практически упёрся в неё. Затормозил, глаза круглые, правда, руку приложил к груди - извините, мол.
- Сейчас ещё ничего, стало больше народу дорогу уступать, - прикинул Павел. - Уже научились «дорожку» делать, когда мы едем между рядами, а все расходятся в стороны. Не сотню, но хотя бы тридцать километров в час ехать можно. Думаю, когда будут на пять, а то и десять тысяч штрафовать, уступать ещё чаще станут: один отдаст пятёрочку, второй десяточку, а дальше - сарафанное радио.
Тем временем приехали на место, и бригаде стало не до корреспондента. Пришлось самому возвращаться на базу.
Богатые вежливее
Следующим водителем оказался Евгений Ожаренков, с ним мы поехали на стройку: там кто-то получил травму.
- Пятьсот рублей - это не тот штраф, которого боятся, - начал рассуждать Женя. - Ну попадёт скорая в ДТП - у другого участника каско, ему пять сотен выпишут за нарушение, и он поехал. А десять тысяч или лишение прав - он ещё подумает. Главное, чтобы ГИБДД это отслеживало и во дворах тоже. Дворы - это хуже всего, места мало, проехать трудно, а народ «быкует». Как-то один разорался, что я на его место встал. А потом оказалось, что мы к его матери приехали. Он сразу замолчал, ни слова больше не сказал.
Перед нами ехали «хонда» и «опель». Кореец сдвинулся вправо, немец продолжал тащиться впереди. Звук сирены ему, кажется, не мешал.
- Кто вежливее? Водители дорогих машин или дешёвых?
- Дорогих. В основном хамло на раздолбанных «девятках» и «дэу нексия». Хотя вот на днях BMW Х5 в зад детскому реанимобилю въехал - тот аж в столб влетел.
- Что делаете, если случается ДТП?
- Стоим. Больного перегружаем в другую скорую, а сами остаёмся разбираться.
Такси с крестом
- Может, водители думают, что скорая не больного везёт, а как такси подрабатывает? В Интернете полно объявлений: доставим быстро, с мигалкой.
- На государственных скорых - исключено, - отверг подозрения начальник колонны Юрий Панфилов. - На частных может быть. А на наших машинах стоят ГЛОНАСС, все диспетчеры видят кто где, куда едет.
- А как отличить частную от государственной? Мигалки одинаковые, сирены тоже.
- На наших машинах обязательно написан бортовой номер из пяти цифр. Он продублирован помельче сзади и на капоте. В Москве ещё название района пишут. На коммерческих все борта в рекламе, а у нас рекламы нет.
- Так что, коммерческую скорую можно не пропускать?
- Нельзя, они тоже часто тяжелобольных возят, с кровотечениями, например.
Кстати, сенаторы Вадим Тюльпанов и Владимир Фёдоров решили прикрыть извоз на скорых: они потребовали от МВД регулярно проверять, как используются медицинские кареты. И если не по назначению - штрафовать нарушителей, а то и права отбирать.
компетентно
Татьяна Филиппова, заместитель главврача по оперативной работе и госпитализации Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга:- Решать проблему нужно не просто ужесточением наказания, а его неизбежностью. Чудес не бывает - количество машин растёт, скорой передвигаться всё труднее. Но скорая помощь просто так не ездит по городу! Она едет либо на вызов, либо везёт кого-то в больницу, поэтому и включаются спецсигналы.
У нас есть понятие «золотой час» - чем быстрее пациент попадёт в стационар, тем лучше прогноз относительно его жизни и дальнейшего здоровья. Но реальность расходится с идеалом. Согласно приказу Минздрава, скорая должна прибыть на место за двадцать минут. Укладываемся не всегда. Наши водители стараются выбрать оптимальный маршрут, но в центре улицы забиты и машины нас не пропускают. Понятно, что все торопятся, но если бы каждый помнил, что скорая помощь, возможно, спешит к кому-то из его близких, - пропустил бы.
а как у них
В странах Европы водители не просто пропускают скорую помощь, но и умеют это делать - даже в пробке, когда, казалось бы, деться некуда.
Делается это по-разному. Например, все автомобили немного смещаются вправо и ужимаются, высвобождая левую полосу для медиков. Другой вариант: скорая едет между рядами, и тогда все машины перед ней расступаются вправо-влево ёлочкой. Естественно, автомобили в соседних рядах тоже чуть смещаются, создавая свободное пространство. Причём делается всё это быстро и задолго до приближения скорой: манёвр водители начинают, едва заслышав звук сирены сзади, так что медикам даже не приходится притормаживать.
Если спецавтомобиль подъехал к перекрёстку, на котором стоят другие машины и ждут зелёный свет, то они обязательно проедут немного вперёд и в сторону от той полосы, по которой движется скорая помощь. Если придётся, то выедут и за стоп-линию - в таких случаях штрафа за это не будет. Причём манёвр совершают не только те, кто непосредственно стоит на пути врачей, - водители из соседних рядов помогают, освобождая место.