Учебники: новая жизнь вне перечня

Вопрос о том, как повысить качество школьных учебников, - один из ключевых при обсуждении темы образования в обеих палатах Федерального Собрания. По этому вопросу вносятся законопроекты, проводятся «круглые столы», депутаты и сенаторы дают комментарии в СМИ. Как отметила недавно депутат Ирина Мануйлова на «круглом столе» в Думе, посвящённом обеспечению единого образовательного пространства, учебник - важное средство обучения и воспитания, пусть даже его роль в учебно-воспитательном процессе пока не закреплена законодательно.

Ключевым документом, определяющим, по каким книгам учить детей, является федеральный перечень учебников. Сегодня в него входит более 1200 названий - из них каждая школа может выбирать. Требования к качеству содержания и оформления постоянно растут - бывает, что учебник не проходит очередную экспертизу и из перечня его исключают.

Последняя «чистка» произошла в прошлом году - более 1500 книг не прошло под планкой качества. На профессиональных учительских сайтах, например региональных ресурсных центров, тут же появились списки исключённых учебников и рекомендации по их замене на те, что в перечне остались, то есть соответствуют требованиям стандартов, пригодны для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, имеют одобренные электронные версии.

Однако налицо парадокс. Мин­обрнауки России после исключения книги из перечня разрешает школам использовать её до пяти лет в качестве учебника или в качестве дополнительной литературы вплоть до полного износа. Поэтому исключённые учебники по инерции остаются в школах. Более того, некоторые издательства продолжают их продвигать и даже собираются переиздавать, как ни в чём не бывало.

Например, одна из линий учебников, которая в прошлом году не прошла экспертизу и оказалась за бортом перечня, - Enjoy English («Английский с удовольствием») под редакцией Мерем Биболетовой. В прежнем виде она перестала существовать - у издательства, её выпускавшего, закончились права на часть учебников. Но переиздать всю линию взялось другое издательство, о чём было объявлено на осенней книжной выставке. И это в ситуации, когда закупать что-либо за рамками федерального перечня школы не имеют права. Такая практика запутывает школы и создаёт очередные проблемы.

Ведь чем чревато использование таких учебников для учителей, учеников и их родителей? Тем, что дети не смогут нормально подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, ведь никто не гарантирует, что учебник соответствует всем современным требованиям и прежде всего государственным стандартам. Даже если формально школа не нарушает закон, продолжая учить детей по старым учебникам, получается, она будет действовать отнюдь не в их интересах?

Сергей Копылов

Просмотров 1623