Рекламировать таблетки становится всё труднее

Депутаты готовы включиться в работу над законом о рекламе медицинских товаров

О том, каким быть новому закону и как сделать так, чтобы очередное ограничение рекламного рынка не сказалось на доходах СМИ, шла речь на расширенном заседании комитета Госдумы по информполитике, технологиям и связи. Глава комитета Леонид Левин заметил: для того, чтобы работа над законом была продуктивной, необходимо понять, в чём же заключается опасность рекламы медицинских препаратов.

Нарушений по-прежнему много

По итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!» Владимир Путин поручил правительству предоставить предложения по вопросу внесения в законодательство изменений для ограничения рекламы лекарственных препаратов. Предложения должны быть представлены к июлю следующего года.

Напомним, законодательное регулирование в области рекламы медпрепаратов сегодня осуществляется законом о защите прав потребителей, законом о рекламе, законом об обращении лекарственных средств. Разрешена лишь реклама безрецептурных препаратов (список этот утверждён Минздравом РФ). Законодательно определено и то, чего не должно быть в медицинской рекламе. «Реклама не должна давать стопроцентной гарантии положительного эффекта от применения лекарства, а также не должны приводиться примеры, что лекарство помогло кому-то конкретно. Это оправданно, поскольку реакция каждого организма на действия лекарств индивидуальна», — заметила Татьяна Никитина из Управления по контролю за рекламой ФАС.

Кроме того, не далее как в июле в закон о рекламе были внесены поправки, согласно которым рекламирующий таблетки специалист должен сообщать свои полные регалии. После чего с экранов исчезли улыбчивые дяди в халатах. Были внесены поправки, ограничивающие также дистанционную торговлю медпрепаратами.

«Что ещё нужно? — недоумевают представители СМИ и рекламных холдингов, — в законодательстве всё давно отрегулировано».

Их можно понять. За последний год в нашей стране рынок медицинской рекламы вырос в разы и приносит более 25 процентов всех доходов от рекламы. По итогам 2014 года эта сумма составила 250 миллиардов рублей.

«Пора положить конец аппетитам бизнесменов от рекламы, которые приносят в жертву здоровье граждан. Надо убрать с рынка опасные препараты», — считает депутат Ольга Тимофеева. Её поддерживают и чиновники Минздрава, которые настаивают на том, что, несмотря на большое количество принятых законов, нарушений на рынке рекламы лекарств ещё хватает.

«Мам, а папа не дышит»

«До сих пор в СМИ можно найти рекламу БАДа, у которого уже отозвана регистрация», — привел пример нарушений член экспертного совета при Минздраве Дмитрий Целоусов. Также по-прежнему продолжают рекламировать «Виагру» как лекарственное средство, хотя она таковым не является. Есть претензии у чиновников и к общему агрессивному или излишне весёлому тону рекламы. «В животе шум и гам, принимай эспумизан», — запомнив эти броские лозунги, по мнению первого замминистра здравоохранения Игоря Каграманяна, человек идёт уже не к врачу, а стремится заниматься самолечением. Что опасно.

Кроме того, производители рекламного контента используют и нечестные приемы: герои «лекарственной рекламы» танцуют, поют и даже читают стихи. «Такое информирование населения о лекарствах некорректно и несёт в себе риски. Реклама лекарственных препаратов должна быть в зоне контроля государства или СРО», — делает вывод Каграманян.

Высказывает сходную позицию и сенатор Сергей Калашников: «По телевизору лечиться нельзя. ФАС сегодня этот рынок контролирует недостаточно». В связи с этим, по его мнению, необходимы не поправки в закон о рекламе, а отдельный закон о рекламе лекарственных средств. Калашников объясняет это тем, что лекарство нельзя приравнять к обычному товару, и для его рекламирования нужны особые правила.

Навести порядок с рецептами

Вместе с тем, очевидно, что одними только законодательными запретами проблему не решить. «Уничтожение самого прибыльного сегмента рекламы убьёт, как это ни парадоксально, спортивные газеты, которые полностью живут за счёт рекламы», — замечает один из руководителей «Комсомольской правды» Владислав Гемст.

Поэтому чиновникам Минздрава нужно не только уповать на излишне весёлую рекламу, но прежде всего навести порядок на рынке с рецептурным отпуском препаратов в аптеке. Сегодня этот контроль не выдерживает никакой критики. В связи с этим ряд региональных СМИ и сайтов вовсю рекламируют и рецептурные препараты, что запрещено законом.

По всей видимости, придётся пересмотреть и деятельность врачей по продвижению препаратов. Несколько лет назад зарубежным фармкомпаниям запретили работать с врачами напрямую, однако это вовсе не означает, что врач полностью должен быть устранён из этой цепочки. «Пациент должен выходить от врача не с листочком с каракулями, а с фирменным рецептом лечебного учреждения или врача, и только по нему должен производиться отпуск лекарств в аптеке», — считает Оксана Титова, исполнительный директор Союза фарморганизаций. Она видит выход в том, чтобы гармонизировать отечественное законодательство с международными нормами. «Там реклама лекарств абсолютно открыта, но при этом существует строгий контроль в местах их отпуска», — замечает Титова.

Вопросы этики в рекламе лекарств уже давно решены в зарубежном праве, соглашается Виктор Дмитриев, директор ассоциации российских фармпроизводителей. Он напомнил, что правила ВОЗ предписывают сообщать в рекламе следующие сведения: сертификация препарата на рынке, необходимость читать инструкцию и обращаться к врачу, если после применения препарата не наступает эффекта. Нам достаточно прописать в законе такие же правила и недобросовестная реклама исчезнет сама собой, считает Дмитриев.

От себя добавлю, что было бы ещё лучше, если бы в поликлиниках исчезли многочасовые очереди. Тогда людям вовсе незачем будет лечиться по рекламе. Может быть именно с этого, а не с рекламы следует начать чиновникам Минздрава.

Просмотров 2625