Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Святитель Пётр: от Киева - к Москве

05.10.2015 14:04

Дата памяти о святом согласно многовековой православной традиции устанавливается Церковью, как правило, по дню его смерти, а не рождения. И есть в этом логика: смерть знаменует свершившийся итог земной жизни человека, тогда как рождение - лишь её нереализованные перспективы. В год 1000-летия преставления святого князя Владимира, крестителя Руси, «Парламентская газета» продолжает цикл «Владимирских бесед», в ходе которых законодатели, священнослужители, эксперты рассматривают глобальные процессы сегодняшнего дня сквозь призму тысячелетия русской истории. И стараются ответить на вопрос: в чём актуальность не  только для России, но и для всего современного мира решений, принятых равноапостольным князем более тысячи лет назад?

Митрополит, прославленный в сонме русских святых без малого семь веков назад, по сей день творит историю Церкви и государства: опираясь на 700-летний посох святителя Петра Московского, совершает восхождение на престол каждый новый патриарх Русской православной церкви. О человеке, с решительных поступков которого начались трудные процессы становления нашего государства в XIV веке, сегодня знают немногие - пробел в образовании восполняли участники очередной встречи в рамках Владимирских бесед.

Незаметный «предтеча»

Этот святитель, который семь веков назад предрёк скромному по сравнению с Тверью, Новгородом, Владимиром поселению Москва «златоглавое» будущее, в нашей истории заметен в основном исследователям. Между тем с него начиналось то, о чём его современники и подумать не решались. Святитель Пётр изначально по «должности» являлся митрополитом Киевским, и именно при нём первый иерарх нашей Церкви поменял этот титул на Московский. Произошло это в очень непростое историческое время - в самом зачатке усиления Московского княжества, предтечей сильного государства. «Мы привыкли оценивать тех исторических персонажей, которые на слуху. А незамеченными зачастую проходят личности, стоявшие у истоков важнейших процессов, и тем самым взявшие на себя всю ответственности за решения, непонятные до конца многим современникам. Личность святителя Петра в начале формирования Российского государства была именно такой», - отметила сенатор Людмила Бокова, учитель истории по образованию.

Будущий святитель совершает, казалось бы, безумный для того времени шаг - официально переносит митрополичью кафедру из пусть и разорённого, но недостижимого по авторитету Киева через Владимир в глубинку Руси, в Москву. Ошибка здесь могла иметь большие последствия - потеря духовного авторитета первого лица Церкви обессилило бы волю народа, которому позже предстояло встать на Куликовскую битву. Однако Пётр смело идёт на это, как просвещённый «знанием свыше». «В этом русские святые дают пример нам, современным политикам: пример твёрдой веры в то, что делаешь, - считает Людмила Бокова. - В этом смысле жития русских святых, их мысли, понимание процессов нам нужно внимательно изучать: порой это имеет очень важное значение для принятия решений в современной политике».

Вечно живой участник истории

Исследователи также призывают смотреть на святых как на живую, а не истлевшую ткань истории. Так, декан историко-филологического факультета Российского православного университета Сергей Перевезенцев напомнил, что каждый новый Патриарх Московский и всея Руси, восходя на патриарший стол, получает благословение на мощах святителя Петра (к слову, первого в истории московского святого) - рака с его мощами по сей день покоится в алтаре Успенского собора Московского Кремля. «Это делает святителя участником истории наших дней. Более того, в Оружейной палате хранится саккос (святительское одеяние. - Прим. авт.), изготовленный в XIV веке. Когда его исследовали, то выяснилось, что в нём служили ещё как минимум в течение трёх столетий после кончины святителя Петра - его подшивали, выправляли вплоть до XVII века. Там же находится посох святителя - с ним восходит на престол каждый новый патриарх, в том числе с ним восходил Патриарх Кирилл», - рассказал Сергей Перевезенцев.

Стоит напомнить, что многие века русские цари и императоры перед принятием скипетра правления всегда приходили за благословением ко гробу святителя Петра. «В этом они видели источник легализации своей власти, - пояснил в ходе беседы иеромонах Высокопетровского монастыря Лаврентий (Полешкевич). Напомнил он и о том, что святитель Пётр при жизни многое сделал для окончания раздоров между русскими князьями - в частности тверскими и московскими. Святитель Пётр первым предложил церковный подход к решению политических конфликтов - речь, конечно, о мирном решении, чего современному миру, увы, сегодня остро не хватает. Когда схлестнулись интересы князей Михаила Тверского и старшего брата Ивана Калиты Юрия, святитель Пётр действует строго, но с миром - он не благословляет поход тверского войска на Москву. Итог - тверские воины отказались идти на смерть без благословения и кровопролития удалось избежать. Во времена ордынского ига это был первый подобный пример, и впоследствии такой путь русские святители патриархи будут использовать неоднократно.

Кстати, князь Михаил попытался отомстить митрополиту - задумал низложить его по церковной линии и через тверского епископа обвинил будущего святителя Петра в том, что он купил свой сан в Константинополе, где полагались все русские первоиерархи того времени, за деньги. Канонами этот грех жестоко наказывается - человек лишается сана без возможности его восстановления. Но Собор провёл судебное разбирательство и выяснилось, что тверской епископ - клеветник. И по законам тех времён, он сам должен был понести всю полноту наказания, которой он подвергал своей клеветой митрополита Петра. Однако святитель его прощает, и раскаявшийся епископ, таким образом, избегает сурового приговора.

«…Сорок лет бысть тишина»

Митрополит Пётр, как описывается в житие, поражал современников своим кротким нравом, при этом мог пойти на серьёзные меры - например убрать с кафедры епископа. Такое сочетание строгости и кротости только на первый взгляд кажется невыполнимым. «Если человек будет воспринимать себя лишь как инструмент в руках Божиих, то он будет внимательнее и ответственнее относиться к людям, которыми ему доверено руководить. И если воспринимать власть как хомут, то она становится как источник благословения других людей, укрепления государства и, главное, спасение души самого человека. Именно такой пример дал нам святитель Пётр Московский», - считает отец Лаврентий.

Примеры русских святых сегодня находят дорожку в образовательные программы - и не только в школьном преподавании основ православной культуры. Сергей Перевезенцев рассказал, что сегодня в МГУ читается спецкурс «История русской святости» - по его словам, это научная работа по соединению церковной традиции с традицией научной. «Серьёзные научные исследования правления Ивана Калиты показали: все свои деяния и поступки он выстраивал в соответствии с церковным календарём. И это было исполнение заветов святителя Петра, с которым он был очень дружен», - заметил профессор МГУ.

Про итоги правления этого князя даже его оппоненты тверичи написали в летописи: «Сорок лет бысть тишина в земле русской» - и за эти 40 лет тишины, когда прекратились набеги татар, выросло поколение, переставшее бояться орды. Именно в это время воспитываются два великих воина-князя - Дмитрий Донской и Владимир Храбрый, которые и вывели войска против Мамая. Казалось бы, где Куликово поле и где святитель Пётр Московский? Однако именно благодаря святителю утвердилась традиция московских государей выстраивать свою жизнь в соответствии с церковными канонами. И тем самым сохранить в народе ту кротость, которая заключается не в том, чтобы сдаваться перед трудностями, а в способности на решительные поступки по защите истинных ценностей.

Никита Вятчанин

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 685