Церковь или музей?

Представители РПЦ обещают, что сделают из Исаакия что-то вроде собора Парижской Богоматери или базилики Святого Петра в Риме

Ситуация вокруг Исаакиевского собора в Петербурге обострила проблему возвращения Церкви имущества, которым она пользовалась до революции. 23 июля епархия отправила в Смольный письмо с требованием передать ей этот уникальный храм, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Смольном заявили, что этот вопрос требует широкого обсуждения. Инициативная группа подала в горизбирком Петербурга документы с предложением провести по этому поводу городской референдум. До 21 августа горизбирком проверит их на соответствие федеральному законодательству. Решение о проведении референдума может быть принято в сентябре.

На этой неделе обнародовало свою точку зрения и Министерство культуры. Исаакиевский собор должен сохранить статус музея, заявил министр культуры Владимир Мединский. «Мы считаем, что всё нужно оставить как есть. С точки зрения Министерства культуры, сегодняшний статус Исаакиевского собора оптимальный», - добавил он.

Как в Париже и Риме

Представители РПЦ обещают, что сделают из Исаакия что-то вроде собора Парижской Богоматери или базилики Святого Петра в Риме - он по-прежнему будет принимать миллионы туристов, но при этом станет полноценным храмом. Да ещё и вход в него станет бесплатным.

- В Исаакии и сейчас ежедневно идут службы, и вход в собор в это время для всех бесплатный! - воскликнул директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров.

- Да, богослужения идут, - согласилась руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. - Но только в левом приделе. В центральном - лишь по большим праздникам. Да и многие прихожане не знают, что на них можно попасть бесплатно - многие думают, что надо купить билет. Соседство с музеем не даёт развиваться приходской жизни. Это не значит, что музейщики мешают, но в Европе молящиеся как-то отделены, огорожены, а туристы ходят вокруг.

- В крупных европейских соборах, посещаемых туристами, крайне редко проходят службы в центральном нефе, - возразила гид-переводчик Наталья Дубовицкая. - Как правило, богослужения идут в боковых приделах и капеллах. Там понимают, что туристов в сотни раз больше, чем верующих, и не хотят им мешать. Так что, если епархия хочет брать пример с европейцев, в этом плане в Исаакиевском соборе ничего не должно измениться.

Деньги, деньги

А вот что точно изменится - это направление финансовых потоков. Сейчас музей сам на себя зарабатывает. Он ежегодно принимает 3,2 миллиона туристов, уступая лишь Эрмитажу и Петергофу. Его выручка - 650 миллионов рублей в год, этого хватает и на налоги, и на реставрацию, и на содержание ещё двух соборов, входящих в музейный комплекс.

- Где Церковь возьмёт полмиллиарда рублей в год на содержание и реставрацию? - вскинул брови Николай Буров. - У Церкви нет таких денег, значит, будут брать у государства, других источников я не вижу.

- Естественно, что о памятниках, которые представляют огромное значение для мировой культуры, должно продолжать заботиться государство, - откликнулась Наталья Родоманова.

- Переданные Церкви памятники остаются в федеральной собственности, поэтому могут финансироваться за счёт средств бюджета, которые выделяются на памятники религиозного значения, - подтвердили в Минкультуры. - Содержание осуществляется за счёт организации, которой передан памятник.

- Соблюдение охранного обязательства - необходимое условие передачи здания Церкви, - пояснили в Министерстве культуры.

В ведомстве уточнили, что его функция как раз в этом и заключается - согласовать охранное обязательство, чтобы сохранить памятник. А юридическая передача храмов - дело Росимущества.

- Уже переданы РПЦ такие крупные памятники, как Соловецкий монастырь, Новодевичий монастырь, Троице-Сергиева лавра, - рассказали в Минкультуры. - Сейчас ведётся работа по передаче Рязанского кремля.

- У Церкви большой опыт не только содержания памятников, но и их воссоздания, - постаралась успокоить общественность Наталья Родоманова. - В 90-е годы многие храмы передавались в «убитом» состоянии. Церковь на свои средства, на деньги благотворителей и частично за счёт бюджета эти храмы восстановила.

Закон есть закон

В своих притязаниях епархия ссылается на Закон №327-ФЗ, который фактически обязывает государство отдавать Церкви любое имущество религиозного назначения.

Когда в 2010 году этот закон только принимался, в него закладывался красивый, но трудновыполнимый механизм: организация, расположенная в бывшем храме, сама должна попросить Росимущество подыскать или построить ей другое помещение - не хуже, а то и лучше прежнего. И только после переезда здание может отойти Церкви. Но на деле это упиралось в нехватку средств. В итоге по всей стране - десятки соборов, часовен, церквушек, которые вроде бы и переданы различным конфессиям, но на деле в них размещены светские организации. Построить для них новые здания или отремонтировать пустующие старые у местных властей нет возможности.

Ещё хуже дело обстоит с музеями, особенно теми, чей главный экспонат - само здание храма. Им и съезжать-то некуда, так как это равносильно ликвидации.

- Ещё когда закон был на согласовании в Петербурге, мы о нём много спорили, - припомнил глава городского Комитета по культуре, а до недавнего времени депутат питерского Заксобрания Константин Сухенко. - Но, несмотря на попытки музейного сообщества предусмотреть условия, когда передача имущества Церкви невозможна, эти поправки так и не прошли. Очевидно, что сейчас тенденция передавать имущество. И предполагать, что именно Исаакиевский собор не надо передавать - вряд ли правильно.

Согласно Закону №327-ФЗ, от подачи заявки Церковью до передачи здания должно пройти не более шести лет. Но при этом должны соблюдаться и другие законы, касающиеся сохранности здания, музейно-туристической деятельности. Всё же нынешний музей - это почти 400 сотрудников.

Петербуржцы разместили в Интернете петицию против передачи соборов Церкви. Меньше чем за неделю её подписало свыше десяти тысяч человек, и эта цифра продолжает стремительно расти.

справка

Исаакиевский собор - крупнейший храм Петербурга, до революции являлся кафедральным. Построен по приказу Александра I на средства казны. Строительство длилось 40 лет и завершилось в 1858 году. Архитектор - Огюст Монферран. При строительстве ему помогали Стасов и Бетанкур. В оформлении интерьеров участвовали Брюллов, Бруни, Клодт, Витали. В приход собора входили Зимний дворец и центральные аристократические кварталы Петербурга.

В 1928 году службы в соборе прекратились, в здании разместился музей. С 1990 года богослужения возобновились в боковом приделе, освящённом в честь Александра Невского. По большим праздникам службы идут в центральной части храма. Уникальное архитектурное сооружение входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мнения

Елена Драпеко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре:

- Сегодня у РПЦ нет прав на Исаакиевский собор: при его строительстве не было потрачено денег общества или прихожан - он на сто процентов финансировался из казны. Поэтому отдать в собственность Церкви то, что ей никогда не принадлежало, нельзя. Если же речь идёт об использовании, то там и так разрешены службы и все церковные отправления. Возникает и вопрос сохранности: РПЦ, несмотря на наши многократные просьбы, так и не организовала внутри себя институт охраны памятников, а для сохранения таких зданий, как Исаакий, требуются специалисты высочайшего класса. Зачем Церкви этот собор? Если для религиозных отправлений - пусть служат. А если речь идёт о доходах, то их нельзя отдавать РПЦ. Сейчас Исаакиевский собор зарабатывает за счёт туризма не только на себя, но и на содержание ещё двух храмов, принадлежащих государству: Смольного собора и Спаса-на-Крови. Все эти расходы придётся взвалить на бюджет, что неправильно.

Кроме того, в соборе находятся уникальные произведения искусства. Церкви уже передан Казанский собор, и у органов охраны возникали по нему претензии: был перенесён иконостас, потому что священникам тесно переодеваться. Используются свечи у икон, для которых это категорически противопоказано. Так что сначала надо разобраться, как Церковь сохраняет те храмы, которые ей уже переданы.

Александр Волков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию 

и культуре:

- Всё, что советская власть забрала у Церкви, она забрала насильно, и это надо отдавать. У нас в Ижевске в соборе был кинотеатр. Мы его вывели, здание отремонтировали и передали РПЦ. Но не все церкви мы смогли передать - в некоторых расположены учреждения, которым мы пока не смогли подобрать другие помещения. Мы просили митрополита потерпеть - он человек разумный, согласился.

А что касается Исаакиевского собора, для меня не принципиально, кому он будет принадлежать. Службы там должны вестись, но надо, чтобы не пострадали туристы - будет жаль, если исчезнут экскурсии. Я на них был много раз, они очень интересные.

Просмотров 1384

10.08.2015 14:34