Концепцию единого учебника по литературе подготовят к 2018 году
Концепция единого учебника по литературе будет готова к 2018 году. Работу уже начали специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова.
За и против
Нужен ли нам единый учебник по литературе? Споры об этом идут не первый год. 12 мая председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла законопроект, в котором предложила ввести в России единые учебники по истории, литературе, русскому языку и математике. И если по поводу точных наук особых возражений не было, то такой подход к гуманитарной сфере вызвал бурю эмоций. «Если будет единый учебник литературы, значит, нам дадут единственную последовательность единственного набора произведений с единой интерпретацией. Это убивает на корню идею изучения на уроках художественных произведений», - считает учитель русского языка и литературы из Москвы Сергей Волков. Один из инициаторов создания документа председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло думает иначе. Он уверен, что современные учебники по литературе однобоки, они препятствуют созданию у ученика объективной картины развития русской культуры и литературы. Кроме того, авторы убеждены: в школе должно быть единообразие учебных программ, а иначе как сдавать ЕГЭ? Например, в Федеральном перечне учебников на 2013-2014 годы, который утвержден в Минобрнауки, значится, что ученики девятого класса могут пользоваться на выбор учителя одиннадцатью учебниками литературы. Книги дают разные толкования многих вопросов. Конечно, думать, анализировать - всё это школа должна научить ребёнка, но пресловутый ЕГЭ… там всё однозначно и определённо. «У детей в голове каша», - сетуют директора школ. Во многом из-за того, что их учат по-разному. Если семья переезжает из одного города в другой, возникают проблемы: учили по другому учебнику.
Учебник человека не заменит
Пока спорят законодатели и преподаватели, родители в блогах недоумевают: «Наши дети учатся, чтобы сдать тест? И почему сочинения нет в качестве обязательной части экзамена? Чтобы его написать, нужно читать литературу не только по одному учебнику». Специалисты, не один год жизни посвятившие школе, высказывают мнение по поводу написания единого учебника литературы: дело не в едином своде правил и мнений. Чтобы дети знали предмет, учителю-гуманитарию необходимо давать как можно больше свободы, чтобы он сумел увлечь ученика, «зацепить» его. Подготовка думающих учителей - вот главная задача. Ещё в 1915 году знаменитый филолог Борис Эйхенбаум говорил, что из 45 минут урока полчаса надо читать классику.
Что решили
Предполагается, что пособие по литературе два института напишут за пять лет. Цель определили в Общественной палате - «Поднять понимание литературы с уровня бульварного чтива на философский уровень и сформулировать заново курс школьной литературы». Специалистов-филологов успокоили. Базовый учебник не предполагает одну линию преподавания. «Усвоив новую методику, учителя смогут грамотно рассказывать про кого угодно - про Достоевского, Лескова, Оскара Уайльда», - заверил Павел Пожигайло. Он рассказал и о сверхзадаче - «Целью преподавания литературы станет воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе. Разработка концепции учебника может занять три года.