В Госдуме прошла лекция, посвященная творчеству Достоевского
В Госдуме прошла лекция из цикла «Литература из первых уст», посвященная творчеству Достоевского. Доктор филологических наук, профессор Владимир Захаров рассказал о писателе как о творце века ХХI, до конца пока так нами и не понятого.
Профессор отметил, как велика роль автора для нас сегодня, он помогает сориентироваться в жизни, осознать вечные истины. Достоевского называли «пророком нового христианства», «защитником униженных и оскорбленных». Лектор с сожалением отметил, что у нас в стране сегодня произведения Достоевского читают меньше, чем за рубежом, даже книги издают несравнимыми тиражами. Его и при жизни в России не особо ценили, тиражи уступали Тургеневу и Толстому.
В канун 100-летия писателя, который был в 1921 году, исследователи заговорили, что Достоевский со временем становится ближе читателю. Это продолжается и сегодня, в наше время о гении говорят как об авторе XXI века.
В душах героев Достоевского «Бог с дьяволом борется», в ней уживаются идеал Мадонны и идеал содомский. Человек — тайна, которую писатель пытался разгадать. Автор считал: чтобы писать, нужно мучиться и страдать, «жизнь есть страдание». Захаров уверен, что каждое время открывает своего Достоевского, это зеркало, в котором каждый видит себя.
Писатель считал Россию вечной загадкой для иностранца. Более непостижимой, чем, например, Япония или Китай. Он писал в 1861 году: «Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих». В православии для Достоевского истоки этой вечной тайны.
В конце лекции профессор ответил на вопросы из зала. Один из них касался точек соприкосновения трудов известного немецкого философа Фридриха Ницше и Достоевского. Немецкий мыслитель Достоевского внимательно читал, им восхищался, а вот Достоевский о юном Ницше, к сожалению, ничего не знал. В заключение Захаров отметил, что Достоевский не Нострадамус, хоть порой его слова были пророчеством.