Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Регламент для школяра

Минобрнауки запретит учителям задавать на дом слишком много уроков

11.03.2015 12:14

Министерство образования и науки опубликовало проект приказа, в котором прописано предельное время, выделенное ученикам на выполнение домашних заданий. Судя по документу, чиновники уверены: стоит лишь дать такое распоряжение — и школьникам вторых и третьих классов хватит на это полтора часа в день, ученикам пятых и шестых классов — двух часов, семиклассникам и восьмиклассникам — 2,5 часа. Старшеклассников обяжут справляться с уроками за 3,5 часа.

Инициатива обеспокоила не только педагогов, но и родителей. Откуда появились такие цифры и как министерство планирует контролировать соблюдение подобных нормативов?

…Дневник московской восьмиклассницы Дины О. уже давно наводит тоску на родителей. Пятидневная учебная неделя. 7-8 уроков каждый день. И «кипа» домашних заданий. Так, к понедельнику (ведь два выходных!) школьнице нужно сделать три упражнения по русскому, выучить параграф по географии, лекцию и стихотворение по литературе, решить три задачи по физике и вызубрить конспект по зарубежной литературе. Ко вторнику — осилить две задачи по химии, подготовиться к пересказу нескольких глав по биологии, решить четыре задачи по алгебре, две — по геометрии, а также ответить на 14 «геометрических» вопросов, написать два упражнения по русскому, перевести два текста с английского и подготовиться к словарному диктанту…

- И так — всю неделю. Прихожу с работы и начинаю доделывать за дочь те уроки, что она осилить не смогла, — жалуется мама Дины Елена Васильевна. — Как могу, объясняю материал. В итоге до 11 вечера за учебниками сидим. И думаете, я одна такая? Ничего подобного! Каждый мой вечер начинается со звонков родителям её одноклассников. Обсуждаем, кто чем ребёнку уже помог, даём друг другу советы, как решать те или иные задачи. Спокойно живут только те, кто махнул рукой и нанял репетиторов по трём-четырём предметам.

Как сообщил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов, за последнее время со стороны родителей в Министерство образования и науки поступило огромное количество жалоб на перегрузку школьников. Депутаты уже подсчитали: если рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов, то у учеников с учётом домашних заданий — по 70-90 часов. Из-за подобного ритма страдает здоровье школьников: к 16 годам у 90 процентов из них медики обнаруживают различные патологии, в том числе близорукость, невралгию, сколиоз.

- Но, на мой взгляд, попытка Минобразования ввести хронометраж — в данном случае передёргивание и желание пойти по пути наименьшего сопротивления, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Владимир Бурматов. По словам депутата, чрезмерный объём заданий, который даётся ученикам на дом в последнее время, говорит о том, что учитель стал перекладывать на родителей обязанность объяснять детям тот материал, который учителя не успели дать во время урока. И Министерству образования пора серьёзно заняться повышением квалификации педагогов, а не принудительно устанавливать время, в течение которого школьники должны сделать уроки.

- Профильному министерству давно стоило бы потратиться на проведение исследований, как именно педагоги строят образовательный процесс. Тогда мы выясним, почему на детей сваливается такая нагрузка дома и почему всё больше родителей вынуждены нанимать репетиторов едва ли не с первого класса, — утверждает председатель Всероссийской общественной организации Общество защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Заслуженный учитель России: Попытка Минобра регламентировать время, отведенное на домашние задания, вряд ли увенчается успехом

С тем, что систему преподавания в школах необходимо срочно корректировать, согласны и многие учителя.

- С советских времён образовательный процесс в нашей стране базировался на принципе «запомнить и воспроизвести». То есть задача педагога состояла в том, чтобы передать ученикам некие знания, которые те должны вызубрить и, не исключено, бездумно пересказать. Новые образовательные стандарты, утверждённые в 2010 году, ввели так называемый компетентный подход. Согласно ему, педагог должен не заставлять учеников зубрить материал, а учить их самостоятельно докапываться до сути проблемы, искать свой способ решения той или иной задачи, — рассказал «Парламентской газете» директор московского центра образования №1811 «Измайлово», заслуженный учитель России Александр Рывкин. — Однако пока далеко не все учителя умеют строить образовательный процесс по-новому. Даже выпускников педвузов 2000-х годов научить этому не успели. О тех, кто получил диплом педагога раньше, я даже не говорю.

Ещё один вопрос, волнующий эксперта, — как именно Минобразования намерен контролировать «свои» нормативы.

- Логичный вариант — возложить на классных руководителей обязанность собирать такую информацию. Но педагоги и так перегружены бюрократической работой — им нужно составлять огромное количество всевозможных отчётов, так скоро и учить детей некогда будет, — убеждён Александр Рывкин.

Ольга Шульга

Читайте нас в Telegram
Просмотров 965