Революция социальной помощи

Услуги для людей станут доступнее, а их выбор шире

Ежегодно социальным обслуживанием в России пользуются более 34 миллионов человек: пожилые граждане, инвалиды, дети-сироты, семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации. С 1 января 2015 года эти люди почувствуют повышенную заботу о себе со стороны государства, а количество тех, кто имеет право на эту помощь, станет больше. В этот день вступает в силу Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который уже был назван революционным и парламентариями, и экспертами. Документ меняет систему, предлагая в первую очередь новые стандарты качества.

В борьбе за клиента

До конца этого года социальными услугами могут бесплатно воспользоваться лишь те, чей доход ниже одного прожиточного минимума, установленного в регионе. С первого января, согласно новому закону, эта планка будет поднята до полутора прожиточных минимумов, что значительно расширяет категорию граждан-потребителей и повышает доступность услуг. Кроме этого, независимо от доходов, безвозмездно оказывается бесплатная помощь лицам, пострадавшим от вооружённых конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Меняется и сфера платных социальных услуг. Граждане с доходом выше установленной планки, но находящиеся в особом статусе (например, бывшие военные, получающие повышенную пенсию), как имели, так и будут иметь право воспользоваться соцуслугами на платной основе. Однако если сегодня обслуживанием бесплатно или за деньги занималось исключительно государство, то с нового года в эту сферу придут НКО и другие частники.

- Для нас важно создание конкурентной среды, — рассказывает заместитель председателя Государственной Думы Андрей Исаев. — Мы подключаем к госсектору благотворительные структуры, некоммерческие и даже коммерческие организации. Далее — государством устанавливаются расценки, в том числе порог максимальной цены, — появляется здоровая конкуренция, кто лучше, быстрее и эффективнее готов оказать помощь.

Кроме того, в законе говорится о реестрах таких организаций, которые будут созданы и закреплены на региональных уровнях. А чтобы любой желающий мог выбрать наиболее подходящего поставщика, список будет доступен в Интернете.

- Несмотря на то что само по себе социальное предпринимательство является достаточно сложным механизмом для получения прибыли, новый закон зажигает в этом направлении «зелёный свет», — говорит член комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России Павел Илясов. — А с учётом того, что этот рынок только развивается, у малого бизнеса есть возможности занять на нём соответствующие места.

Бизнес, как правило, хочет при минимальных затратах извлечь максимальную прибыль, что не всегда соответствует интересам социальной сферы, подчёркивает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский: «У властей Москвы и Санкт-Петербурга уже есть удачный опыт взаимодействия государственных и коммерческих структур в социальной сфере, его и нужно взять на вооружение другим регионам».

«Не положено» больше не скажут

Здание центра социального обслуживания, расположенное в подмосковном города Балашиха, среди окрестных домов выделяется сразу: свежий ремонт, убраная территория. Именно здесь мне удалось пообщаться с несколькими постоянными клиентами, которые пользуются стационарным обслуживанием. «Я прихожу сюда уже много лет подряд, — рассказывает пенсионерка Людмила Соколова, — занимаемся рукоделием, поём, физкультура лечебная регулярно проходит. А сегодня вот лекция по здоровому образу жизни». Пожилая женщина пользуется и надомным обслуживанием, социальный работник регулярно навещает её, доставляет на дом продукты, помогает с уборкой. Для Людмилы Ивановны, чья пенсия составляет 13 626 рублей (приблизительно два прожиточных минимума для пенсионеров в Подмосковье) такие услуги обходятся в 583 рубля. С нового года за умеренную плату ей сможет по дому помочь, например, клининговая компания с профессиональными уборщиками.

Отныне подход к каждому конкретному человеку будет зависеть от его потребностей, для этого государством вводится понятие «индивидуальная программа».

- Мы часто вынуждены не выходить за рамки «положено»-«не положено», и в этом смысле новый закон поможет вздохнуть с облегчением, — рассказывает директор Межмуниципального комплексного центра социального обслуживания населения города Балашихи Сергей Москвин. — Например, в частном секторе, где живут люди без водопровода, у нас много клиентов. Стандарт предполагает, что социальный работник приносит воду с колонки нуждающимся до восьми раз в месяц. Больше — не положено, меньше — не выгодно самому работнику, чья зарплата зависит от количества выполняемых услуг. По новым правилам уже на стадии заключения договора мы определяем, будут это две доставки или, условно говоря, двадцать две — сколько необходимо.

Для того чтобы начать пользоваться социальными услугами и получить свою индивидуальную программу, отныне нужно будет подать заявление и получить на него ответ в течение 10 рабочих дней. При этом программа, во-первых, закреплена за человеком, даже если он меняет место жительства, а во-вторых, будет подлежать пересмотру не реже чем раз в три года. Тем, кто и до первого января получал социальные услуги, сформируют программу без дополнительной бумажной волокиты.

Валерия Пименова

Просмотров 784

16.12.2014 18:00