Все о пенсиях в России

два дня назадВолодин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

два дня назадДепутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

два дня назадДепутат Слуцкий: Работающие пенсионеры делают очень многое для сбережения РФ

Олег Басилашвили: Театр могут уничтожить

03.12.2014 10:00

Народный артист СССР Олег Басилашвили известен  не только как любимый актер («Осенний марафон» — Андрей Базыкин,  «О бедном гусаре замолвите слово» — граф Мерзляев, «Вокзал для двоих» — Платон Рябинин). Он —  мыслитель,  государственный деятель. В конце 1980-х Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В 1990- 1993 годах —  народным депутатом РСФСР. «Парламетской газете»  Басилашвили рассказал о том, каким видит сегодняшний театр в России.

- Олег Валерьянович, должно ли государство  помогать театру? Или  он сам все же должен зарабатывать?

Если театр будет зарабатывать сам,  он будет уничтожен. Русский  репертуарный  театр —  та единственная в мире возможность передать жизнь человеческого духа, о которой говорил Станиславский. До него и Немировича-Данченко — российский театр был в большей степени антрепризный. Александринский в Петербурге,  Малый театр в Москве жили на средства императорской семьи или государства.   Русский репертуарный театр — тетар семья, театр — дом.  То, чего сегодня нет больше нигде в мире. Должны быть основные театры, которые бы поддерживались государством по подсказке сведующих людей. Мы должны понять, куда мы идем, куда идет театр. По заветам Станиславского, российский  национальный театр ищет жизнь человеческого духа, того самого, от которого замирает дыхание, создать такого рода спектакль в антрепризе почти невозможно. Там люди собираются на небольшой период времени, учат роль, но ведь в театре важные вещи происходят за сценой — здесь  работа над каждым нюансом роли. В антрепризе этого просто не успевают сделать. Главная задача нынешних молодых режиссеров — показать себя. Спектакль «Три сестры». Главные героини  голые — почему? Они беззащитны.  Потом приходят голые офицеры, они тоже беззащитны. И не надо копаться, думать — вот голые и все. Нынешняя режиссура пытается подменить внешним признаками то, что с таким трудом удавалось достичь на сцене великим режиссерам — Эфросу, Товстоногову, Любимову, Гончарову, Олегу  Ефремову. Причем, люди вокруг творцов должны быть единомышленники, которые понимают, чувствуют кожей, душой замысел главного режиссера.

- В антрепризе тоже такое случается.

Никогда. Антреприза в основном это чистой воды развлечение. Государству необходимо найти формы, чтобы поддерживать русский национальный театр. Причем, мне не нравится слово национальный. Оно не точно. Можно ведь ставить и иностранные пьесы.

- Но штат иногда сильно раздут в государственных театрах, это оправданно?

В последнее время звучит — нужно сократить количество актеров.  Было в театре 80 человек, дела шли плохо, сократили 50 — осталось 30 — появились блистательные спектакли. Этого быть не может. Дело не в количестве народа, дело в союзе единомышленников.

- Профсоюз нужен театру?

Я об этом не раз говорил на съездах Союза театральных деятелей. Никто меня за исключением двух-трех человек не поддержал.

- Почему так? Не знают, чем профсоюз должен заниматься.

Во-первых, нужно понять, что это будет за профсоюз, чьи права он защищает. Во-вторых, законотворчество должно проходить не за день-два, а несколько лет подряд, обсуждаться должны финансовые, юридические моменты. Профсоюзная деятельность может быть ведь делом очень опасным.  Те, кто стоят на страже интересов работников театра, у нас могут и преследоваться, и уничтожаться. Кроме того, театральное сообщество должно осознать, что необходимы исправления к закону о культуре.

Например, по нашним правилам, профессиональный союз не может иметь свое производство. Вот Союз театральных деятелей его имеет: фабрика по производству тапочек, грима, а профсоюз этого лишается. В конце концов мы окажемся просто без штанов.   Необходимо через Госдуму пробивать поправку к  закону. Для этого необходимы люди, которые бы этим занимались и лоббировали бы интересы театрального сообщества.

- Что это должны быть за люди? К ним какие-то особые требования?

Это может быть кто угодно — могут иметь какие угодно взгляды и принадлежать разным партиям. Ну а что это такое  —  перевести на контракт? Ну несколько сотен человек умрет от голода, дальше что? Ничего. Или —  в театр приходит новый руководитель  и начинает писать свои законы. И вот какая-то актриса не согласилась, предположим,  на его нескромное предложение и он ее выгнал взашей. Почему он становится сразу барином, имеющим право распоряжаться судьбами? И для него тоже  должен быть закон.  Вот это все сначала нужно разработать и потом только заниматься театральной реформой.

- Говорят, что долго, муторно, не эффективно.

Саня Калягин мне тоже говорит: «Олег, это же такая бумажная канитель». И это ответ  председателя Союза театральных деятелей!  Я поставил вопрос в Петербургском  отделении СТД — «Кто за создание профессионального союза?» Один человек — «за» — преподаватель театрального института. Я сказал тогда: Пока вас не клюнет жареный петух, вы ничего не поймете. А потом уже будет поздно.  

- Существуют ли  способы повысить зарплату актерам в государственных театрах?

Да, его используют в Ленкоме, например. Существует такое понятие как чистый доход. Это та сума, которая остается в кассе театра после продажи билетов и уплаты всех долгов: налогов, оплаты за изготовление декораций — всех -твсех. Эти деньги можно сложить в кучку.  Или купить новый автомобиль.

- Или отдать художественному руководителю театра.

Или распределить на всех. Я подсчитал, если чистый доход  театра БДТ распределить на артистов, то каждый получил бы добавку к зарплате в тысячу сто рублей. А получает он сегодня зарплату в 15 — 20 тысяч. Эту систему необходимо использовать. Существует еще ряд других схем прозрачных и законных. Но главное дело не в финансах,  а в понимании того, чем является театр. Это ведь  часть культуры страны. Наше общество — изуродованное репрессиями, расстрелами людей, имеющих собственное, отличное от большинства мнение. Изуродованные души на генном уровне.  Что  это уродство может исправить? Только культура.

- Мы все время эту ситуацию в стране исправить пытаемся, или все же только вид делаем?

Судя по сегодняшней ситуации,  мы просто не хотим исправлять. Наоборот, чем тупее, тем лучше.  Почему? Мы живем в период дикого капитализма, который необходимо пройти государству. Культура сегодня должна быть направлена на воссоздание той правды, которой жила Россия в свое время до революции и которая была уничтожена. В этом  воссоздании огромную роль играет театр и кинематограф. Вот только какими способами заставить людей идти не на развлекуху, а на Чехова? Об этом надо думать. И чем талантливее спектакль  будет сделан, тем больше зрителей придут  в зрительный зал. Но надо как-то  привлечь силы, чтобы актеры не бегали по халтурам в сериалах, а спокойно работали в своем театре.

- Считаете, сериалы — это всегда плохо для артиста?

Они  уничтожают артистов. Вот сняли его в одной роли и талдычат дальше в том же духе. Он не умеет говорить, не умеет мыслить, он врет камере. Надо думать о том, как сделать, чтобы артист работал,  ночами не спал, выходил на сцену заряженный энергией. Вот об этом надо думать, а сократить? Вот сейчас врачей сократили. Если закрыть все больницы, здоровье людей будет лучше ? Не думаю.  С театрами тоже самое.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 599