В Госдуме обсудили вопросы дошкольного воспитания
Развитие семейных детских садов и других вариативных форм дошкольного образования обсудили в ходе «круглого стола» в Госдуме.
В России дошкольное образование получают 6,4 миллионов детей — на 685 тысяч человек больше, чем в 2011 году. В регионах действуют 43,2 тысячи дошкольных образовательных организаций. По словам председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, за 5 лет с тех пор, как заговорили о нехватке мест в детских садах, многое изменилось в лучшую сторону. Если на строительство и реконструкцию детских садов в 2011 году выделили всего миллиард рублей, то в последующие несколько лет на это ушло 175 миллиардов рублей. С 2011 по 2013 год на 12 процентов выросло число воспитанников детских садов.
Несмотря на повышенное внимание государства к этому вопросу, проблема дефицита мест в детских садах по-прежнему актуальна. Более 1 миллиона 98 тысяч детей до трёх лет не обеспечены местами в государственных или муниципальных детских садах. В ряде субъектов Федерации очередь в детские сады для дошкольников от трёх до семи лет ликвидируют за счёт сокращения групп детей раннего возраста. А это приводит к снижению общих доходов семьи, так как один из родителей вынужден сидеть с ребёнком.
Одно из решений проблемы — семейные детские сады и другие альтернативные формы воспитания дошкольников. В ходе «круглого стола» представители регионов поделились своим опытом. Например, в Нижегородской области семейные детские сады находятся в коттеджах, которые сдаются воспитателю в аренду на 10 лет. В одной половине дома находится детский сад, в другой половине живёт семья воспитателя. В регионах есть опыт корпоративных детских садов, адаптационных садов для детей мигрантов, организуются группы семейного воспитания с временной вариативностью пребывания. По словам Елены Мизулиной, развитие детских садов в России необходимо стимулировать, в том числе используя налоговые и арендные льготы, смягчая для таких детских садов санитарные требования, совершенствуя подготовку воспитателей. Представители регионов поделились своими предложениями о совершенствовании системы дошкольного воспитания — их идеи будут обобщены в рекомендациях «круглого стола».