Закон определит популярность блогера

За клевету и брань дополнительно наказывать не будут

1 августа вступает в силу резонансный «закон о блогерах». Документ регулирует распространение информации в Сети. Многие блогеры решили, что теперь у них уж точно появятся читатели - в лице государственных чиновников. А за неправомерный контент последует неминуемое наказание. Но опасения интернет-авторов оказались беспочвенными. Дополнительной ответственности для блогеров закон не предусматривает.

Утром - в Интернете, вечером - в газете

А вот у организаторов распространения информации хлопот прибавится. Под организатором понимается любая интернет-площадка, которая предоставляет возможность пользователям обмениваться информацией. Владельцы сетевых ресурсов обязаны хранить данные о пользователе (которые он предоставил при регистрации) и предоставлять сведения по запросу правоохранительных органов и Роскомнадзора. Так же соответствующие инстанции могут запросить лог-файлы - дневник действий пользователя на сайте. За неисполнение последует штраф и ограничение доступа к сайту.

Изначально «закон о блогерах» задумывался как одна из мер по борьбе с экстремизмом. Документ, вошедший в пакет антитеррористических законов, должен защитить россиян от массовых беспорядков, к которым призывают через Интернет. Но необходимость в правовом регулировании распространения информации в Интернете возникла ещё и потому, что изменилось медийное пространство. Раньше монополистами были средства массовой информации. Именно они распространяли новости на широкую аудиторию. Информация проходила и проходит редакционные фильтры. Журналист обязан указывать источник информации или сообщать, что факт официально не подтверждён. Но потом появились новые информационные каналы - блоги, соцсети. Опубликованное в социальных сетях сообщение распространяется в течение нескольких часов. И никто не проверяет информацию, перед тем как перепостить её на своей странице.

Интернет-утки создаются ежеминутно. Считается, что это бьёт только по неокрепшим умам. На самом деле ударяет по всем. Потреблять такую информацию становится тяжело. Автором фэйка - фальшивой новости может быть пользователь под ником, состоящим из случайного набора букв на клавиатуре - какой-нибудь oxoor. Кто он такой? И к кому предъявлять иск, если в его сообщениях содержится клевета и оскорбления в адрес конкретного человека?

Новый закон - ещё и попытка покончить с анонимностью в Интернете. Сайты или интернет-страницы с посещаемостью более трёх тысяч человек в сутки будут внесены в специальный реестр Роскомнадзора. Здесь будут аккумулироваться данные о популярных авторах (3000+). Авторы закона посчитали, что такой аудитории достаточно, чтобы назвать информацию массовой, а значит, оказывающей влияние на людей и события.

Тем не менее сетевой автор, пусть и самый популярный, не может называть себя журналистом, даже если его сообщения оформлены в виде статьи. И охотно прочитываются. Закон определяет пользователя, распространяющего информацию как «блогера». Даже если он блога не ведёт, а является владельцем сайта или автором странички в социальных сетях.

Реестр популярности

Ещё на стадии принятия закона возник вопрос, как именно будет подсчитываться число потребителей информации - читателей? Ведь идеальных метрик пока не существует. Роскомнадзором был разработан подзаконный акт, который чётко устанавливает правила подсчёта. Для определения популярности интернет-страницы или сайта будут использоваться уже существующие сервисы-счётчики. Одно посещение - это визит одного человека на сайт с условием, что он провёл на нём не менее 15 секунд. Посещения страниц в социальных сетях такие счётчики не замеряют, поэтому информацию обязаны предоставлять владельцы ресурса.

«Для решения спорных вопросов по посещаемости будет создана специальная экспертная комиссия», - говорит заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников. В неё уже вошли представители крупных интернет-площадок, таких как LiveInternet.ru, Mail.ru, Rambler.ru. Полный состав комиссии будет сформирован до 14 августа.

Внесение в реестр Роскомнадзора никакими санкциями блогеру не грозит. По сути, это формальность. Блогер сам может подать заявку о внесении в реестр, если предоставит данные о посещаемости: три тысячи уникальных посетителей в сутки на протяжении трёх месяцев. Исключить из реестра также могут по заявлению, если популярность аккаунта снизилась.

«Лучше прийти самому», - пошутил директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, видно намекая, что иначе «придут за вами». Сам же он выразил желание стать первым в России блогером, официально зарегистрированным в Роскомнадзоре. И это действительно прецедент. Ещё пару лет назад мы и предположить не могли, что сетевой автор станет субъектом права. Но относительно «прийти самому» Матвей Алексеев погорячился. Блогерам не нужно в обязательном порядке выстраиваться в окно регистрации, пока они не получат официальное уведомление о включении в реестр. Чего может и вовсе никогда не произойти.

Преступление без наказания

И получается, что не самый популярный в Сети аноним может писать всё, что захочет. Управы на него нет. К сожалению, закон не устанавливает дополнительной ответственности и для сетевых авторов, чьи публикации читает большое количество людей. За недостоверность информации, клевету, разглашение фактов частной жизни, нанесение вреда чести и достоинства другого гражданина они будут нести ответственность в соответствии с уже существующими законами.

Например, за публичное оскорбление налагается штраф от трёх до пяти тысяч рублей. А если обидное сообщение разлетелось в Сети, то, может, стоит наказывать авторов таких высказываний строже? Тем более что переход на личности в Интернете дело обычное. Так, один, что называется, популярный блогер сейчас судится с другим, таким же популярным за то, что тот на своей странице в социальной сети обругал его нецензурными словами.

Кстати, новый закон предписывает блогерам воздерживаться от ненормативной лексики. Но наказание опять же не прописано. Из документа следует, что за исполнением правил должен следить организатор распространения информации.

Новых прав у официально зарегистрированных в реестре пользователей тоже не появится. Кроме одного, но существенного - размещать рекламу на своей странице. Закон прямо разрешает блогерам зарабатывать таким способом. При условии соблюдения Закона «О рекламе».

Надежда Арабкина

МНЕНИЯ

Владимир Бурматов, член Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

- Действующее законодательство и так предусматривает ответственность за недостоверную информацию или клевету. Я постоянно сужусь по поводу тех антикоррупционных материалов, которые публикую в Twitter, кстати, у меня больше 200 тысяч читателей. И все суды выигрываю, потому что тщательно отношусь к проверке информации. Новый закон не расширяет ответственности для блогеров, но даёт новые возможности. Например, размещать рекламу. В общественном сознании изменения в законодательстве почему-то были восприняты как некие репрессивные меры. Хотя речь идёт не о закручивании гаек, а о регламентировании статуса. Блогеры давно уже являются распространителями массовой информации. Не каждое региональное СМИ собирает аудитории популярного живого журнала. По влиянию на умы блогеры давно уже переплюнули традиционные медиа. Они уже не пассивные потребители информации, но ещё и не профессиональные её производители. Закон снимает недосказанности и расставляет точки над i. Он юридически признаёт, что интернет-пользователь создаёт контент для массовой аудитории, не наделяя его правами и обязанностями журналиста. Было много пены, много необоснованной критики. Негатив шёл в основном от тех, кто текст закона не читал и не вникал в его суть. Помойкой Интернет не хочет видеть никто, вне зависимости от отношения к власти и принимаемым законам. Все пользователи хотят существовать в цивилизованной среде, в которой приятно общаться. Отчасти поэтому набирают популярность социальные сети: люди добровольно стали регистрироваться под собственными именами, чтобы строить полноценную коммуникацию. Анонимные публикации, вбросы «уток» - это не свобода слова, это не гласность, это вакханалия. И оплакивать анонимность блогеров никто не будет.

Максим Ксензов, заместитель руководителя Роскомнадзора:

- Новый закон даёт блогерам возможность легальной капитализации личной сетевой популярности. А основой для монетизации в современной медиасреде являются качественный контент и доверие аудитории. Так что популярные авторы сами в первую очередь заинтересованы в том, чтобы соблюдать установленные правила. Например, проверять информацию перед публикацией и не использовать нецензурную лексику. Что касается обязанности предоставлять свои данные для регистрации в реестре, то она возникает у пользователя только после получения соответствующего уведомления Роскомнадзора. Если вы в своём блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность может не наступить вообще никогда - даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки. В случае же получения уведомления, блогеру необходимо в течение десяти дней публиковать у себя на странице фамилию, имя, отчество и контактные данные для взаимодействия. После этого будет создана соответствующая запись в реестре. При этом мы не вправе отказать блогеру-«трёхтысячнику», если он сам выразил желание зарегистрироваться. Для этого пользователю нужно определить суточную посещаемость, установив на своей странице один из рекомендованных счётчиков, и направить заявку на электронный адрес 97-fz_in@rkn.gov.ru. 

Просмотров 1211