Михаил Щепенко: Бог прост, и эта простота — ключ к созданию образа святого на сцене

Чтобы играть образ святого на сцене, актер должен иметь положительные качества, нравственную опору в самом себе. Тогда роль будет убедительна для зрителя. Об этом сказал руководитель Московского театра русской драмы Михаил Щепенко в ходе видеобеседы «Образ преподобного Сергия Радонежского в искусстве: духовное и нравственное понимание жития святого» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Он подчеркнул, что актерское творчество для церкви является сомнительным занятием, так как актеры имеют дело с «добровольной шизофренией», а при исполнении отрицательных ролей происходят изменения в самом человеке. А создание образа Святого несет в себе еще больший риск. «Мы касаемся их образов, потому что в них воплотилось качественно иное представление о человеческом бытии, нежели в других людях».

По системе Станиславского актер перевоплощается в Святого, и гость студии отметил, что исполнение этой роли является «ложью» в силу греховности человека. «Я не согласен с термином «перевоплощение», потому что человеческая личность уникальна и неповторима, в нее нельзя перевоплотиться. Поэтому важным становится термин «уподобление», — считает эксперт.

У Щепкина есть понятие «сочувствующий герой»: актер относится к играемому им образу с сочувствием.  Этот подход не касается целостности человека, которая страдает в современном мире. В ходе беседы спикер отметил, что отход от Бога является основной причиной той трагедии, которая сейчас надвигается на мир. «С этим можно бороться при помощи искусства, поэтому я и занимаюсь театром. Образ Святого может нести именно те качества, которые сейчас сверхважны», — заключил Михаил Щепенко.

Просмотров 603