Пленарное заседание Совета Федерации

12:40Сенаторы попросили Генпрокуратуру взять на контроль перепрофилирование детских лагерей

12:38Пожаловаться в прокуратуру стало возможным через сайт госуслуг

12:34Генпрокурор предложил упростить назначение страховых выплат участникам СВО

Не трогайте министра дворовых дел!

Так считает отвечавший в МВД за работу участковых, генерал-полковник милиции, сенатор Александр Чекалин

10.06.2014 15:11

Эффективность работы полиции, её «открытость» для населения — такие темы предположительно будут основными в докладе главы МВД Владимира Колокольцева, с которым он выступит на «правительственном часе» в Госдуме 11 июня. В преддверии отчёта главы российской полиции перед депутатами своим видением решения проблем ведомства с «Парламентской газетой» поделился первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел Александр Чекалин.

- Александр Алексеевич, правда ли, что реформирование МВД завершено?

- Нет, изменения продолжаются, и это хорошо. Ведь есть моменты, которые необходимо исправлять. Одной из главных ошибок реформы, я считаю, было сокращение службы участковых уполномоченных. Можно ликвидировать любые штабы, любых «написателей» докладов или аналитиков. Но участковых сокращать нельзя, потому что это «министр внутренних дел» на маленькой территории, он представляет власть! Я убеждён, что и жить он должен на своём участке, чтобы гражданин 24 часа в сутки мог обратиться к полицейскому и получить помощь. Такую работу «сладкой» не назовёшь, и, конечно, люди не встают в очередь, чтобы занять эту должность. К тому же звания и, соответственно, должностные оклады у них невелики. Поэтому необходимо установить, чтобы должность участкового соответствовала званию майора, а старшего участкового — подполковнику. Тогда люди не будут бежать с этой работы. Не нужно жалеть погон на эту важнейшую службу. Оптимально, чтобы сотрудник писал два рапорта в своей жизни. Первый — «прошу меня зачислить участковым» и второй — о выходе на пенсию.

- Что ещё, на ваш взгляд, необходимо исправить?

- Ещё одна ошибка — сокращение школьных инспекторов полиции. Ведь это была блестящее организационно-кадровое решение: специально подготовленные, имеющие юридическое образование сотрудники проводили правовой ликбез в школе. Когда офицер, держа в руках Уголовный кодекс, рассказывает подросткам, что взять телефон «позвонить» и не отдать его — это не шалость, а кража, которая квалифицируется по соответствующей статье, уверяю вас, «доходит» гораздо лучше. Также они следили за порядком в учебном заведении, пресекали попытки распространения наркотиков. В общем, в школе работы для полиции много. У нас в стране почти 92 тысячи учебных заведений общего образования. И на две-три школы один такой сотрудник обязательно должен быть.

- Достаточна ли, по вашему мнению, законодательная база для функционирования МВД?

- Основой жизнедеятельности системы МВД являются три закона — это закон «О полиции» (я один из его авторов), закон «О службе в органах внутренних дел» и закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел». Сегодня мы продолжаем вносить различные поправки, которые делают «полицейский пакет» более эффективным, точным и жизненным. К примеру в Конституции есть две статьи — 132-я и 72-я, в которых прописано, что охрана общественного порядка является предметом совместного ведения федерального Центра и регионов. Выполняя это требование Конституции, в законе «О полиции» появилась 47-я статья, которая допускает и даже требует участия органов местной власти в организации охраны общественного порядка. Сейчас губернаторы обращаются с просьбой уточнить эту норму, сделать её более понятной и пошагово расписать, на какие мероприятия по охране общественного порядка, на что они могут направлять деньги из местных бюджетов. Имеют ли они право покупать технику, доплачивать личному составу? Эту статью мы будем уточнять.

Недавно был принят закон об участии граждан в охране общественного порядка. Мы будем внимательно наблюдать, как этот закон работает, как полиция станет взаимодействовать с общественниками. Помню, что когда я начинал службу инспектором дорожно-постовой службы, со мной на смену заступали и дружинники. Зачем? Первое: общественник — это свидетель, который сможет подтвердить или опровергнуть правоту моих действий. Второе — усиление. Имея в составе наряда, патруля ППС дружинников, полицейский сможет навести порядок даже в ситуации с численным превосходством злоумышленников. Да и не найдётся дурака-сотрудника, который будет заниматься поборами в присутствии дружинников. Это вопрос чистоты рядов: если в наряде есть представители общественности, это гарантия того, что никакого взяточничества не будет. И последнее: дружинники — хороший кадровый резерв. Из их числа многие впоследствии становились отличными стражами порядка!

беседовал Дмитрий Олишевский

Александр Алексеевич Чекалин

Родился 6 сентября 1947 года в городе Верея Московской области.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1976 году, Всесоюзный юридический заочный институт в 1979 году, Академию МВД СССР в 1989 году.

В 2000 году назначен заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. С 2001 по 2003 год возглавлял Службу общественной безопасности, с 2003 по 2004 год — Федеральную миграционную службу МВД России. С июля 2004 по март 2008 года — первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук.

С 2008 года — член Совета Федерации.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1556

Ещё материалы: Александр Чекалин