Закон виртуальной реальности

Как регулировать распространение массовой информации в Интернете

Блогер стал субъектом права. И несёт ответственность за свои слова. Печатные и непечатные. Многие сетевые авторы оказались не готовы к такому повороту в своей творческой деятельности. Закон о блогерах вступит в силу с 1 августа. А пока разрабатывается механизм его применения. До 10 июня будут подготовлены проекты 13 нормативных актов по его исполнению. Они должны дать ответы на все вопросы, которых всё больше и больше.

Вы пишите, мы считаем

Закон ещё на стадии рассмотрения был мифилогизирован медиасообществом. Якобы поправки в законодательство приравнивают блогера к журналисту, а блог к СМИ. На самом деле к интернет-автору предъявляются только два требования, которые совпадают с законными обязанностями журналиста: проверять достоверность размещаемой информации и не использовать в публикациях нецензурную брань.

Интернет-пользователям всего лишь напомнили, что и в Сети они обязаны соблюдать законы, которые действуют в реальной жизни для всех граждан России. Согласно Уголовному кодексу, клевета, публичные призывы к экстремизму и разглашение государственной тайны и так являются наказуемыми деяниями.

Новый закон призван покончить и с анонимностью в Интернете. Популярные авторы обязаны размещать на своих страницах фамилию, инициалы и контактную информацию. Если анонимы не захотят объявляться, данные о них в надзоный орган обязаны сообщать интернет-сервисы, которые предоставляют им «трибуну». А нежелающих знакомиться, видимо, придётся блокировать.

В штыки было встречено предписание регистрироваться в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) блогерам, чьи страницы посещает более трёх тысяч пользователей в сутки. Сама идея ясна, непонятно, как считать количество посещений. Один и тот же блог сегодня могут читать десять тысяч человек, а завтра на страницу вообще никто не зайдёт. Заместитель Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников говорит, что «скорее всего посещения станут считать в среднем за месяц». А если блог в течение полугода не будет набирать трёх тысяч просмотров в сутки, то автора исключат из реестра надзорного органа. Не объявлено, и кто именно будет вести подсчёты посещений. После принятия закона сервисы Livejournal и Яндекс демонстративно закрыли рейтинги блогов, сообщив, что «сервис не востребован».

Возможно, Роскомнадзор разработает собственный счётчик количества посещений интернет-страниц. И регистрация блогеров будет проходить по уведомлению. Но каким планируется сам метод подсчёта? Будут ли считаться заходы только с уникальных IP-адресов или все посещения в целом? Какой должна быть продолжительность читательской сессии: если человек зашёл на страницу и через секунду вышел — является ли этот клик посещением?

Отсутствие прозрачной системы учёта популярности блогов вредит самим пользователям. По новому закону, блогеры могут размещать рекламу на своих интернет-страницах. Видимый счётчик посещений мог бы стать «приманкой» для рекламодателя. Но интернет-сервисы предпочитают формировать собственные рейтинги самых читаемых блогов. А вывести свою публикацию на первую страницу, например, в Livejournal пользователи могут за жетоны — внутреннюю валюту. Один жетон равен одному центу.

Майдан по Сети

Закон написан так, что блогером является любой владелец интернет-сайта или страницы с суточной посещаемостью 3000+. Соответственно, под его действие подпадают и пользователи социальных сетей, если их посты набирают определённую документом аудиторию.

По мнению советника председателя Совета Федерации Руслана Гаттарова, цифра в три тысячи появилась, потому что даже если каждый шестой откликнется на интернет-призыв к противоправным действиям, то в одно время и в одном месте может собраться 500 человек, способных нарушить общественный порядок.

Сила информационного воздействия на умы через блоги и социальные сети пока не изучена. Но то, что сервисы используются для организациии коллективных действий, в том числе радикальных, показывают многие события. Прежде всего это беспорядки на Манежной площади и киевский майдан.

Теперь по закону можно призвать к ответственности и пользователей социальных сетей, чьи аккаунты набирают три тысячи посещений в сутки. Такие авторы называют свои страницы «журналистскими проектами» и просят читателей перечислить «кто сколько может» на их банковский счёт. Перечисления считаются добровольными пожертвованиями и не облагаются налогом.

Новый закон налагает обязанности, но как быть с правами? Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев обратил внимание на то, что прописанные в новом законе права блогеров полностью совпадают со статьей в Конституции. Согласно которой, любой гражданин может получать и распространять информацию. То есть принципиально новых прав у сетевых авторов не появилось.

В поисках термина

Интернет сегодня сам по себе является средством распространения информации, а не только коммуникации, как представлялось 10-15 лет назад. Но какие именно интернет-площадки считать СМИ? Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой направил запрос на имя генерального прокурора Юрия Чайки с просьбой провести проверку в отношении поисковой системы Яндекс на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, применимого к СМИ. В качестве обоснования депутат приводит данные о том, что поисковик публикует материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных периодических изданий. По словам Андрея Лугового, «Яндекс активно распространяет массовую информацию: новостная лента обновляется каждые 10 минут, а аудитория сервиса исчисляется миллионами пользователей».

По мнению секретаря Союза журналистов России Владимира Касютина, поисковая система не является средством массовой информации в привычном понимании, так как не производит контент, а только агрегирует новости.

Сама компания не согласна, что сервис Яндекс.Новости является СМИ. Как пояснила пресс-секретарь Яндекса Ася Мелкумова, «сервис не пишет собственные материал, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, а все новости поставляют партнеры».

Однако, согласно действующему Закону «О средствах массовой информации», «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы». А под средством массовой информации, помимо изданий, телевидения и радио, — «сетевое издание» или «иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».

То есть в принципе Яндекс и является той самой «иной формой распространения массовой информации».

Впрочем, формально поисковая система подпадает и под действие нового закона о блогерах, поскольку Яндекс можно определить как «организатора распространения информации».

Кстати

Компания Twitter Inc — сервис по обмену короткими сообщениями — нарушает российский Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не удаляя противоправный контент по предписанию Роскомнадзора. К таким материалам относятся призывы к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в террористической деятельности и в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Закон предписывает осуществлять досудебную блокировку нарушителей по требованию Генпрокуратуры. Однако заявление заместителя руководителя Роскомнадзора Максима Ксензова о том, что действия, а вернее, бездействие Twitter вынуждают к блокировке сервиса, вызвало резкую критику председателя Правительства Дмитрия Медведева. Twitter ответил символическим жестом, закрыв российским пользователям доступ к аккаунту «Правого сектора». Напомним, что сервис микроблогов не имеет официального представительства в нашей стране. На данный момент продолжаются поиски путей взаимодействия с компанией.

Надежда Арабкина

Мнения

Леонид Левин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

- Суть закона о блогерах в том, что лицам, оказывающим влияние на общественное мнение путём ведения блога, сообщается о необходимости соблюдать уже действующие законы. Единственное новшество — штрафы для блогхостера, предоставляющего площадку для блога. У любого гражданина, тем более у правоохранительных органов, вызовет вопросы трёхтысячная толпа, собравшаяся слушать человека в маске. Такие же вопросы вызывают блогеры-анонимы в Интернете. Читатель блога имеет право знать, от кого он получает информацию, и быть уверенным в том, что распространитель информации — реальное лицо. Это никак не вредит оппозиционным политикам, которые раскручивают свои имена. Деанонимизация — благо для любых публичных фигур. Исчезнет проблема фальшивых аккаунтов, используемых для провокационных заявлений. Такой же логикой руководствовались авторы законопроекта, запрещая блогерам использовать нецензурную брань или размещать непроверенную общедоступную информацию. Если вы будете совершать аналогичные действия перед трёхтысячной толпой в обычной жизни, вас непременно привлекут к ответственности. Требование для блогера осуществлять модерацию фактически существовало всегда. Новый закон лишь напоминает блогеру, что лучше модерировать информацию самому, чем быть заблокированным за распространение информации, запрещённой законом или судом. Другая страшилка — закон якобы приравнивает блогеров к СМИ. Это не так. Требования, предъявляемые к СМИ, никак не предъявляются блогеру. Блогеру не нужно размещать информацию о зарегистрировавшем его органе, регистрационный номер, адрес редакции, издателя и типографии. В отличие от сетевых изданий блогер не должен маркировать информационную продукцию в соответствии с допустимым возрастом потребителя. То есть никаких дополнительных обременительных обязательств у блогера после вступления закона в силу не появится.

Антон Беляков, член Комитета Совета Федерации по экономической политике:

- Хаос никогда не доводит до добра. И общение людей в Интернете должно регулироваться определёнными правилами. Закон, по которому будет жить общество, должен быть написан профессионально, поэтому не всегда необходимо широкое общественное обсуждение проекта закона, в ряде случаев документ будет качественнее, если его разработкой будут заниматься узкопрофильные эксперты. Представителей отрасли, реальных блогеров, а не штрейкбрехеров, разумеется, стоит выслушать. Я единственный, кто голосовал против закона о блогерах, потому что считаю его сырым. О чём не жалею, история нас рассудит. В документе отсутствует понятие блога. А блогер определяется как «владелец сайта или страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которой в течение суток осуществляет больше трёх тысяч пользователей». Получается, что владелец интернет-магазина, продающего пластиковые окна, блогер? Уже много говорили о том, что непонятно, кто и как будет мерить посещаемость страниц в Сети. Если балерина выложит в живом журнале свои фото в обнажённом виде, посещаемость блога увеличится. Она что, должна регистрироваться в Роскомнадзоре? Она распространитель информации? А знаете, какую посещаемость имеет сайт с инструкцией по настройке почты на смартфоне? А кулинарные блоги? Информация о том, как правильно мариновать шашлык, в дачный период бьёт все рекорды популярности, посещаемость страницы космическая… Реальные блогеры всегда возражали против подведения их под термин «средства массовой информации». СМИ присущи два критерия: массовое распространение информации и периодичность её предоставления. Для блога и то и другое не характерно. Новый закон не даёт блогеру никаких дополнительных прав и преференций, а только налагает ответственность. И ещё раз об ответственности: кто всё же будет её нести: автор публикации или владелец интернет-площадки? Правильнее было бы сначала законопроект доработать, а потом уже принимать.

Просмотров 1233

29.05.2014 12:03