Спортивная отрасль готовится взять новую высоту

Новая госпрограмма развития физической культуры и спорта

Комплексная модернизация спортивной отрасли - насущная необходимость для России, которой надо удержать позиции, завоёванные после триумфа в Сочи-2014. Так можно охарактеризовать решение Правительства одобрить новую госпрограмму развития физической культуры и спорта в стране до 2020 года, ставящей перед собой высокие цели.

Стимулы здорового образа жизни

Бюджет этой новой госпрограммы поражает воображение - 1,7 триллиона рублей, в том числе 450 миллиардов из бюджета страны. Однако есть в этих цифрах то, что способно кого-то не только порадовать, но и испугать. Так, депутаты Государственной Думы от фракции ЛДПР заявили: главная их тревога в том, что расходные показатели, как это, к сожалению, у нас водится, могут существенно вырасти. Так, например, как последовательно росли сметы строительства стадиона на Крестовском в Санкт-Петербурге, или в ходе подготовки к Сочи-2014.

Впрочем, на этот раз шансы преодолеть «вредную привычку» гораздо больше. Первое, на что обратил внимание министр спорта Виталий Мутко, представляя документ в Совете Федерации, - программу удалось отстоять на фоне оптимизации бюджетных расходов и серьёзной инвентаризация госпрограмм. С одной стороны, это говорит о том, что спорт и физкультура воспринимаются сегодня как перспективная отрасль, и именно такую точку зрения сенаторы последовательно отстаивают последние несколько лет. С другой - нельзя не учитывать необходимость жёсткой экономии.

Тем более что федеральные расходы на развитие физкультуры и спорта сократились на 15 процентов. Сегодня общий объём финансирования госпрограммы до 2020 года составляет более 450 миллиардов рублей. «Пока что все показатели мы сохранили, но если произойдёт дальнейшее сокращение финансирования, то мы вынуждены будем их корректировать. В программе, например, пока не заложены ресурсы на развитие системы ГТО, не учтены расходы на подготовку к Универсиаде-2019 в Красноярске. До 2016 года существующие объёмы средств по госпрограмме защищены, и мы надеемся, что с вашей помощью нам удастся отстоять объёмы финансирования вплоть до 2020 года», - сказал к сенаторам Виталий Мутко.

По утверждению экспертов, развитие спорта напрямую влияет на качество жизни и способно серьёзно разгрузить другие отрасли - прежде всего, здравоохранение. Потому ключевыми показателями госпрограммы является увеличение к 2020 году доли граждан, занимающихся спортом, до 40 процентов. Если учесть, что среди работающего населения РФ этот показатель равен 11 процентам, задача более чем амбициозная. Ещё одна высокая цель - двойное увеличение пропускной способности спортивных сооружений. Сейчас она составляет по всей России около семи миллионов человек (для примера: «пропуск» для одного футбольного поля составляет 25 человек, для беговой дорожки - от трёх до пяти человек и т.д.).

Это означает, что количество спортобъектов должно вырасти в разы. Взятие этой и других госпрограммных «планок» требуют от отрасли высоких «прыжков», а они возможны лишь в условиях комплексной модернизации отрасли. И здесь министр спорта обратил внимание на разрыв между регионами - подавляющее большинство территорий «погружены» в госпрограмму, но обеспеченность спортсооружениями серьёзно разнится. Поэтому федеральный приоритет в строительстве залов и стадионов (более 80 процентов таких объектов возводится при участии федерального бюджета) сегодня отдаётся наиболее нуждающимся в спортивной структуре регионах. В частности, речь идёт о Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

В ход пойдёт «золотой резерв»

Члены Совета Федерации обратили внимание Минспорта на некоторые методические недоработки. Игорь Чернышов заметил, что хотелось бы видеть в программе такие показатели, как количество новых рабочих мест, которые появятся вместе с новыми сооружениями и спортшколами. Также, по его мнению, не хватает информации о том, как развитие спорта в том или ином регионе влияет на уровень здоровья граждан. Как это просчитать? - вопрос к методическому обеспечению госпрограммы. Министр сообщил, что его ведомство уже начало детально прорабатывать эти вопросы.

Сенаторы попросили пояснить, почему на развитие спорта высших достижений предусмотрено в пять раз больше средств, чем на развитие массового спорта? Хотя последнее направление выделено в основополагающий госприоритет. Виталий Мутко пояснил, что в статьи большого спорта заложены расходы на подготовку резерва - «золотого запаса» любой спортивной державы. А это, в том числе, содержание детско-юношеских школ, где 80 процентов программы посвящено общеоздоровительной работе с детьми. Кстати, расходы на модернизацию материальной базы спортшкол, по словам министра, вырастут в два раза - до трёх миллиардов рублей в год.

Ключевая позиция программы - подготовка будущих чемпионов должна перейти на единые стандарты. Однако сенаторы обратили внимание, что в программе не указано, сколько их надо и по каким видам спорта. Пока что есть декларация, что стандарты нужны, и с этим никто не спорит - тем более, что закон о спортивной подготовке был разработан в Совете Федерации ещё несколько лет назад. Его автор, сенатор Вячеслав Фетисов, отметил, что сегодня в системе резерва вертикаль управления до конца не выстроена. Из-за этого возникают объективные сложности - например, юноши и девушки, тренируясь на Дальнем Востоке, по сути, варятся в собственном соку, так как денег на то, чтобы добраться даже до внутрироссийских турниров, нет. Министр согласился с предложением сенатора о том, что нужно поднимать вопрос по транспортным льготам для юных спортсменов. Как и с тем, что на Дальнем Востоке нужно создавать центр подготовки сборных - следующая зимняя Олимпиада пройдёт в Корее, и необходимо заранее готовить спортсменов к климатическим казусам Пьонгчанга-2018.

И объект становится «мёртвым»

Поднималась сенаторами и проблема доступа на спортобъекты: во многих регионах они строятся за госсчёт, а когда поступают на баланс субъекта РФ, «отпускаются» на самофинансирование. В муниципалитетах же далеко не всегда понимают специфику работы стадионов или бассейнов, что приводит порой к плачевным результатам. Объект построен, но не обслуживается, через какое-то время приходит в негодность, а средств на восстановление в местных бюджетах нет. В итоге объект становится «мёртвым». В этой связи Вячеслав Фетисов предложил вернуться к идее создания управляющих компаний в регионах по эксплуатации спортобъектов. В таких компаниях должны работать специалисты по спортивному менеджменту, который представляет отдельное направление в сфере управления.

Ещё одна болезненная тема - роль спортивных федераций и Олимпийского комитета России (ОКР) в развитии спорта и физической культуры. Виталий Мутко высказался однозначно - эти общественные организации, имеющие особый статус, не должны дублировать функции государства. По его словам, ОКР прежде всего стоит сосредоточиться на отстаивании интересов России в вопросах спортивной политики - это и включение новых видов спорта в олимпийскую программу, и расширение представительства в международном спортивном движении, и многие другие вопросы, формирующие отношение к России в спортивном мире.

Также Минспорта намерено в ближайшие два года решить ещё одну хроническую проблему. Речь идёт о так называемом параллельном зачёте - когда один спортсмен посещает три региона, и каждый субъект записывает его успехи на чемпионатах мира или Олимпиаде на свой счёт. Первый шаг к искоренению таких двойных и тройных зачётов - на детском и юношеском уровне оставить лишь проведение спартакиад, упразднив чемпионаты России.

Футбол под секвестр не попал

Единственный раздел, которого не коснулось сокращение бюджета, - подготовка к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. А это не только строительство стадионов в 11 городах, баз для приёма гостевых команд в 30 городах России, но и вся необходимая инфраструктура - дороги, гостиницы, аэропорты… Недаром суммарный бюджет только этой подпрограммы составляет 600 миллиардов рублей, из которых 160 миллиардов приходятся на долю федерального бюджета. Однако это далеко не единственное крупное соревнование, которое предстоит провести России в ближайшее время.

В целом сенаторы выразили поддержку новой госпрограмме. Документ уже побывал на подписи у председателя Правительства Дмитрия Медведева, и это означает, что время разговоров о комплексной модернизации спорта закончилось - пришло время непростых, но эффективных решений.

Просмотров 433

13.05.2014 17:52