Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Счёт за эксперименты. Кому выписывать?

2014- год культуры

10.04.2014 20:51

Должен ли налогоплательщик платить за творческое самовыражение художника

На круглом столе в «Парламентской газете» режиссёры, актёры, законодатели говорили о том, каким они видят будущее русского театра, о творческих экспериментах на подмостках — удачных и не очень. Классический сюжет потому называют вечным, что он актуален для каж­дой эпохи. И одеть в современные костюмы героев Шекспира или Мольера — значит приблизить их к нам, персонажам сегодняшнего времени. Слова пьесы тогда звучат совсем иначе, ещё острее, ещё злободневнее. Когда-то в растянутый свитер нарядил своего Гамлета режиссёр Таганки Юрий Любимов. Главную роль в его спектакле сыграл Владимир Высоцкий. Он, как и Принц Датский, был героем своей эпохи.

Синтез систем

Могут ли эпатажные режиссёры реализовывать на сцене все свои смелые творческие замыслы?

Каким должен быть современный театр — репертуарным или антрепризным? Президент Владимир Путин назвал репертуарный театр конкурентным преимуществом нашей страны. А если совмещать репертуарный и контрактные варианты? Пробуют уже давно. В 1988 году Рудольф Фурманов основал в Петербурге первый в России контрактный репертуарный театр. Он решил, что это эффективнее, чем западная модель, когда по нескольку лет ставят одну-две постановки и актёров порой набирают лишь для одной пьесы. А в дореволюционной России существовала контрактная труппа с постоянными актёрами. Почти десять лет спектакли театра Фурманова ставились на разных сценических площадках, только в 1996 году он получил здание на Петроградской стороне. «Русскую антрепризу» имени Андрея Миронова полюбили зрители, здесь выступали Аркадий Райкин, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Николай Караченцов. Как и много лет назад, Рудольф Фурманов сегодня не сомневается: театр не должен ждать подачек от государства, он может зарабатывать деньги сам. На связи с пресс-центром «Парламентской газеты» по скайпу режиссёр рассказал: «Театр должен иметь субсидии, но нужно заставлять руководителя самому думать об артистах, а не ждать от города повышения зарплат». А ещё он считает, что репертуар должен утверждаться на год, чтобы у актёров и режиссёров была возможность развиваться, строить перспективные планы.

И опыт — сын ошибок трудных

Закона о театральной деятельности пока нет, зато есть поле для многочисленных интерпретаций. Например, не так давно «Гамлет» Шекспира в новой постановке и вольном толковании одного сыктывкарского режиссёра наделал много шума. Зрители сдавали после просмотра билеты и даже подавали на Академический театр драмы имени Виктора Савина в суд. Мотивировали тем, что режиссёр оскорбил их высокие чувства. «Я пришёл на спектакль вечером со своей девушкой, а в постановке Офелия с женихом на сцене чуть ли не сексом в открытую занимаются», — рассказывал один из возмущённых зрителей.

«Профанация, и даже в чистом виде порнография, когда зритель приходит на спектакль и видит на сцене мужчину и женщину, инсценирующих половой акт», — считает актёр, председатель Независимого профсоюза актёров театра и кино Денис Кирис.

«Слава тебе господи, у нас в цыганском театре «Ромэн» не раздеваются догола и не встают на голову, — заметила актриса Екатерина Жемчужная. — И я не понимаю, как случается, что берут пьесы Шекспира, Гюго и переворачивают их по своему усмотрению».

Однако сегодня в стране существует множество налогоплательщиков — любителей искусства, готовых потратить свои деньги на смелые театральные эксперименты. Заместитель художественного руководителя Театра на Малой Бронной Варвара Пушкарская — одна из них, она уверена, что в любом деле — в театральном или музейном — эксперимент, новое прочтение просто необходимы. Без этого не бывает движения вперёд.

Новое, как правило, не всегда принимают или не хотят понимать. И часто, не разобравшись, режиссёров обвиняют во всевозможных грехах. В Москве театр «Практика» — поле для всевозможных экспериментов. И конечно, мишень для критики. Однако там не боятся ошибаться. В Театре документальной пьесы (Театр.doc) ставят спектакли, сюжеты которых основаны на реальных событиях — их находят в интервью, в газетных статьях, молодые режиссёры пытаются приблизить искусство к жизненной правде. Такие экспериментальные площадки особенно любит молодёжь, которую во все времена привлекало новое, взрывающее устои. Мейерхольда в 20-х годах обвиняли в «буржуазном декадентстве». Ругали за то, что он сторонник циркового, мюзик-холльного театра, осуждали за пестроту и оглушительный шум, за варварскую «негритянскую веселость, большой частью с приправой порнографии». Между тем биомеханика Мейерхольда и сегодня вызывает огромный интерес. Она рекомендует идти от внешнего к внутреннему, от найденного движения к интонации, к правде на сцене. Мейерхольд считал, что положение тела даёт толчок чувству. Был уверен, что существует рефлекторная связь мысли с эмоцией, движением. Кстати, он основывал свою теорию на работах великих учёных, на исследованиях Бехтерева, на экспериментах Павлова, которые говорили о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной.

Театр — живой организм, он не останавливается в развитии, сегодня в нём тоже идут духовные поиски. Режиссёр Роман Виктюк уверен, что необходимо разделять смелые постановки на особое видение пьесы и на пустоту: «Она выражается в увлечении внешними факторами и часто вызывает в зале животный смех. На цинизм, на то, что корёжит замысел драматурга, налогоплательщики тратить свои деньги ни в коем случае не должны».

Задачи современного театра — показать разные взгляды на искусство, считают актёры и режиссёры. А в задачи законодателей входит оградить людей от пошлости, но не убить желание создавать новое, экспериментировать, ведь без нового слова в современном театре не будет развития.

мнение

Виктор Лопатников

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

- Все творческие начинания, здравые инициативы необходимо поддерживать, но чтобы они работали на благо общества, а не наоборот. Одним из камней прет­кновения является статус творческого работника. Нужно чётко понимать, кто является им, а кто нет. Во времена СССР была создана структура взаимодействия с каждым человеком, занятым в творческом процессе. Теперь ситуация осложнилась. Сегодня важно прописать в законе, кто является театральным работником, вписывается в этот процесс, а кто работает на любительском уровне. Важен вопрос тарификации творческого работника, степень его занятости. Вопрос конкурсов при отборе в соответствующую труппу. Хватит вести общие разговоры о том, что культура важна и ей не хватает средств. Мы готовы поддержать любые здравые предложения так, чтобы это соответствовало и потребностям общества. А каким будет театр — репертуарным, антрепризным, — всё это зависит от художника и от способностей художественного коллектива жить и функционировать. Да, может быть, антрепризные театры и имеют жизненные перспективы, но как нам быть с теми театрами, которые исторически работали стационарно? Радикализм здесь неуместен. Театральное дело живое, в нём многое зависит от традиций, но и время меняет сцену, и к этому тоже надо прислушиваться.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 708